Экономико – географическая характеристика района тяготения и роль водного транспорта в обслуживании грузопотоков, страница 26

Скорости потерь и приращений течения  (Wвв(вн)) определены по результатам хронометражных рейсов на грузовых судах и составов.

Коэффициенты технической скорости Рвн и Рвв определены по результатам хронометражных рейсов, а также путем обработки путевых журналов различных судов за ряд навигаций. Этими коэффициентами учитываются специфические особенности и качество судовождения на данной линии во всей их сложной совокупности: выбор наивыгоднейшей трассы при ходе вниз или вверх трассы при ходе вниз или вверх с соблюдением условий безаварийной проводки судна или состава и с обеспечением наиболее эффективного использования ходовых и тяговых качеств судна.

Для определения путевой скорости и валового времени хода рейса или оборота судов и составов дается таблица №14 норм средних значений задержек и потерь времени в пути по метеопричинам, перед семафорами и шлюзами, на пополнение запасов  другим причинам в процентах от чистого ходового времени  (tх ).

3.9.  Падение скорости речных судов на мелководье и   нормы запасов воды под днищем

При движении по реке, когда глубина судового хода начинает уменьшаться, судно приобретает дополнительное (по сравнению с положением «на плаву») приращение осадки, называемое в дальнейшем просадкой. Величина просадки зависит от многих факторов: соотношения осадки судна от глубины в данном месте, скорости движения относительно воды, мощности силовой установки, формы обводов корпуса, течения и тому подобное. Недостаточный запас воды под днищем может привести к задеванию корпусом судна или его выступающими частями дна реки. В случае твердого грунта, как на участке Лесосибирск – Красноярск, это влечет за собой значительные повреждения корпуса, рулей, насадок и винтов.

На мелководье скорость движения речных судов меньше скорости на глубокой воде (при условии постоянства числа оборотов главных двигателей). Падение скорости объясняется, с одной стороны, увеличением всех составляющих сопротивления воды движению судна на мелководье; с другой стороны, изменением характеристик работ движетеля из-за близости дна реки. Как показывают данные модельных и натурных испытаний, падение скорости судна на мелководье будет различным в зависимости от того, движется судно по течению или против него. Скорость относительно воды будет падать быстрее при движении по течению реки.

В настоящее время для конкретных типов судов зависимость движения судна по мелководью от числа оборотов главных двигателей, соотношения осадки и глубины, направления и скорости течения не может быть установлена расчетным путем. Для практических целей такая зависимость устанавливается проведением натурных испытаний судов на мелководье и при течении.

Движение судна против течения по мелководному участку.

Безопасные глубины, по которым проходит судно против течения на различных режимах работы двигателей, определяются из учета скорости его движения относительно воды.

Однако при сильном течении, достигающем двух и более метров в секунду, на некоторых глубинах рекомендации по выбору величины безопасной глубины применять нельзя. Это объясняется взаимным влиянием двух противоположных факторов: с одной стороны, для обеспечения безопасности на мелководье необходимо сбавить скорость; с другой стороны, уменьшив скорость движения относительно воды, судно не сможет пройти перекат против –течения, так как скорость его относительно берега или исчезнет, или даже оно снесется течением.

Таким образом, при движении речных судов против течения на мелководье возникают своеобразные трудности; для безопасного движения нужно иметь в каждом конкретном случае минимально необходимый запас воды под днищем. Очевидно, искомый запас воды под днищем определяется всецело величиной безопасной скорости, известными скоростями течения и движения судна относительно берега V.

Для безопасного движения винтовых самоходных судов всех классов против течения по мелководным каменистым перекатам при скорости течения до 2 метров в секунду запас воды под днищем должен быть не менее 45см.