Обзорная характеристика существующих на сегодня классификаций методов педагогической диагностики

Страницы работы

47 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Методы

педагогической

диагностики

Екатеринбург 2001


Министерство образования Российской Федерации Уральский государственный педагогический университет

Методы

педагогической

диагностики

Учебное пособие

Екатеринбург

2001


УДК 370.153 (075.8)

Г.А. Методы педагогической диагностики: Учеб. пособие. Екатеринбург, 2001, 43 с.

В пособии дана обзорная характеристика существующих на сегодня классификаций методов педагогической диагностики. Освещены сущность, возможности и ограничения методов диагностики личности: наблюдения, опроса, тестирования, проективных, игровых и др. методов.

Рецензент:

B.C. Безрукова, доктор педагогических наук

©   Уральский государственный педагогический университет


Введение

Представляемое пособие обращено к педагогам, которые верят в диагностическую обусловленность эффективности учебной и воспитательной работы, стремятся сделать диагностику реальной, действующей (а не формально провозглашаемой) частью своей профессиональной деятельности.

Диагностический подход уверенно становится в настоящее время одной из главных парадигм личностно-ориентированного образования. Закладываются теоретические основы педдиагностики как самостоятельной научно-практической отрасли педагогики (А. С. Белкин, Б.П. Битинасг Ю.З. Гильбух, Н.К. Голубев, К. Ингекамп, , АИ. Кочетов, Е.А. Михайлычев и др.). Значительное число педагогов-практиков — учителей, классных руководителей, социальных педагогов, воспитателей — инициативно осуществляют диагностические процедуры с тем, чтобы сделать информацию о личности, группе, педагогических отношениях источником своего личного профессионального целеполагания и основой индивидуального подходак ребенку.

Однако, концептуальные и прикладные традиции в педдиагностйке еще не сложились и педагогу-пользователю далеко не просто самостоятельно определиться в выборе методов, методик, форм организации диагностического процесса.

Цель данного пособия — дать ориентировочную основу для целостной, непротиворечивой системы представлений о классификации методов педагогической диагностики; о достоинствах и недостатках находящихся в обороте классов методов; о границах образовательной компетенции педагога при использовании диагностических методик.

Мы задумали данное учебное пособие как пособие-путеводитель. Во-первых, это обусловлено самим содержанием книги: любая классификация — когнитивный посох, путеводитель в нашем случае в непростом мире методов и методик диагностического изучения педагогических реалий. Во-вторых, мы попытались сопроводить каждый характеризуемый класс методов предписывающими и предупреждающими знаками —плюсами и минусами метода, определяющими в совокупности его реальные диагностические возможности в условиях педагогического процесса. В-третьих, в справочном аппарате пособия читатель найдет информацию для самообразования: сведения об источниках, теоретически осмысляющих тот или иной класс методов1; ссылку на источник, в котором содержится полный текст каждой обсуждаемой методики.

Педагогическая диагностика как вид деятельности педагога

Педагогический процесс как целостная, динамическая система немыслим без стабильного, глубоко проработанного информационного обеспечения. Чтобы избежать организации педпроцесса "впотьмах", "наощупь", нужна разносторонняя информация об образовательных возможностях учащихся, условиях и факторах проектируемого урока, нужны сведения о результатах и отклонениях реализуемого проекта, нужна обратная связь. Информационные потоки собираются, оформляются, хранятся, распределяются в ходе особого вида деятельности педагога и педколлектива в целом — педагогической диагностики (ПД).к

. Понятие "педагогическая диагностика" на сегодня употребляется в трех взаимосвязанных значениях. В первом значении ПД обозначает самостоятельный вид педагогической деятельности, нацеленный на аналитико-информационное обеспечение учебно-воспитательного процесса. В этом качестве он является составной частью гностического компонента (вида) педагогической деятельности, т.е. практической системой разнообразных способов, приемов и форм сбора и интерпретации данных об актуальном состоянии элементов и параметров педагогических систем, процессов, отношений и их субъектов. По справедливому замечанию А.И. Кочетова "педагогическая диагностика проникает во все звенья учебно-воспитательного процесса и осуществляется непрерывно всеми ее участниками"1.

Во втором значении ПД обозначает специфический акт познавательной деятельности педагога по распознаванию актуального состояния единичного объекта в его соотношении с нормой, т.е. конкретный психологический механизм, при помощи которого осуществляется сбор эмпирической информации.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Учебные пособия
Размер файла:
317 Kb
Скачали:
0