Обзорная характеристика существующих на сегодня классификаций методов педагогической диагностики, страница 6

•  через указание автора (авторов) методики (методика Дембо-Рубин штейн, "Кольца Ландольта", методика Мюстенберга, методика Амен-Дорки).

Методы педагогической диагностики

Существует несколько классификаций методов ПД, каждая из которых построена на определенном основании-критерии. Необходимости в единой моноклассификации методов, на наш взгляд, нет: ведь конкретные классификации не противоречат, а дополняют одна другую, в совокупности своей отражая многоаспектную природу классифицируемого материала — методов изучения личности и социально-педагогических процессов.  В таблице  1 представлена панорама существующих на сегодня классификаций методов диагностического исследования.

Таблица 1. Методы диагностического исследования

Основание (критерий)

Наименование класса методов

Состав методов

 

1

2

3

 

Область теоретико-гсрикладного гуманитарного знания, где преимущественно применяется данный метод

-  общенаучные

наблюдение, беседа, эксперимент

 

-  психодиагностические

тест, личностные опросники, проективные методы

 

- социологические

анкета, интервью, социометрия

 

-  собственно педагогические

анализ продуктов деятельности учащихся и школьных документальных источников, игра

 

- психофизиологические

все аппаратурные методы

 

Способ проникновения в объект

-  наблюдение (целенаправленное восприятие действительности)

включенное/ ненключен-ное, открытое/ скрытое; самонаблюдение; непосредственное/ опосредованное; программированное; поисковое/ узкоспециализированное наблюдение; метод экспертных оценок; психолого-педагогический консилиум

 

-  опросные (диалоговые методы)

беседа, интервью, личностный опросник, анкета

 

- тесты (стандартизированные задания)

тесты достижений, интеллекта, способностей, креа тивности, личностные, аппаратурные

 

-  проективные методы (проекция особенностей подсознания в деятельности)

очень разнообразная по внешнему виду группа методов: ассоциативные методы, интерпретационные методы, экспрессивные методы    

 

-   игровые методы

учебные игры, детские игры, соревнования

 

1

2

3

 

- изучение продуктов деятельности учащихся и школьных документальных источников

качественный анализ продуктов деятельности учащихся и школьной документации; контент-анализ

 

- эксперимент (строго контролируемое исследование процесса, который педагог специально организует в диагностических целях)

лабораторный эксперимент, естественный эксперимент

 

По степени формализации исследования

- строго формализованные (жесткая регламентация процедуры обследования, стандартизация стимульного материала и ответов)

тесты, анкеты, личностные опросники, все аппаратурные методы

 

малоформализованные

проективные, игровые метода, наблюдение, беседа, интервью, эксперимент, изучение Продуктов деятельности и документальных источников

 

Используемые Материалы

- бланковые методы

вес методы и конкретные методики, в которых применяются бланки для заполнения ответов

 

-  компьютерные методы

все методы и конкретные методики, возможные в компьютерном исполнении

 

- предметные методы

методы, в которых испытуемый манипулирует с предметами, фигурами

 

- аппаратурные методы

методы и конкретные методики, в которых используются технические средства, конструкции, аппаратура

 

Носитель информации

— вербальные метода

все методы, организующие работу испытуемого со словесной информацией

 

1

2

3

-  невербальные методы

все методы, организующие работу испытуемого с неречевой информацией (образами, схемами, рисунками, фигурами, объемными предметами и т.д.)

По этапам исследования

- методы сбора информации

наблюдение, личностные опросники, проективные, игровые методы; изучение продуктов деятельности, эксперимент, тесты

- методы предварительной обработки результатов

количественные (статистическая обработка, схематизация, шкалирование и др.), качественные (категоризация, классификация, обобщение, анализ)

-  методы интерпретации

генетический анализ (причинный), структурный анализ (по взаимосвязи частей и целого)