Обзорная характеристика существующих на сегодня классификаций методов педагогической диагностики, страница 8

:- 5> Самонаблюдение — наблюдение индивида за внутренним планом собственной психической жизни, позволяющее фиксировать ее проявления (переживания, мысли, чувства)9. Самонаблюдение — это интроспекция, всматривание в себя; это субъективный метод изучения психической реальности. Данный метод требует от испытуемого развитой способности к децентрации, т.е. умения выйти за пределы своего Я и встать на точку зрения другого. Отсюда применение самонаблюдения имеет возрастные и культурные ограничения. На результаты самонаблюдения опираются ряд других методов, например, личностные опросники, социометрия, анкеты и др.

^ Программированное наблюдение — осуществляется на четкой ориентировочной основе в виде предварительно вьщеленных единиц наблюдения, выбранных по определенной схеме, сгруппированных в определенные классы, блоки, симптомокомплексы. Прийером программированного наблюдения могут служить хорошо известные в педагогическом быту карты (программы, схемы) изучения воспитанности школьника, особенностей поведения.

Ч> Поисковое /узкоспециализированное наблюдение. Поисковое наблюдение проводится диагностом в начале обследования с целью предварительного выявления наиболее очевидных проблем, особенностей объекта, например, предварительное "вычерпывание" основных особенностей взаимоотношений детей в данном классе. Конечным результатом поискового наблюдения является выделение направлений дальнейшего исследования. Узкоспециализированное наблюдение имеет целью восприятие четко определенного участка педагогической действительности, параметра личности, группы, например, наблюдение за эмоционально-психологическим климатом класса, отклонений в поведении и т.д. Абсолютное большинство наблюдений в диагностической практике являются узкоспециализированными.

Наблюдение — универсальный метод исследования. По справедливому мнению В.И. Журавлева и Г.П. Никова "наблюдение выступает в роли сопутствующего, но всегда обязательного метода. Основная его функция — доставлять сведения о видимых, поддающихся восприятию объектах и ситуациях в эксперименте, беседе, интервью, анкетировании... — делает его абсолютно необходимым исследователю, превращает его в инструмент связи с изучаемой действительностью"10.

Отметим достоинства и ограничения метода наблюдения.


естественность поведения наблюдаемых, низкий уровень социальной косметики1ограниченность зоны наблюдения (не более 5 ± 2 единицы наблюдения одновременно)10

 

Методы педагогических исследований. М., 1979. С. 48.

            11Социальная косметика — представление себя в лучшем или социально желательном виде.

эмпиричность, т.е. чувственная представленность явления, процесса, объекта целостность восприятия объекта не требует сложного технического и организационно-методического обеспечения


недоступность внутреннего мира личности невозможность вмешаться в изучаемый процесс, чтобы изменить диагностическую ситуацию, ракурс, сделать замеры и т.д.

субъективизм наблюдателя при интерпретации результатов наблюдения длительная включенность приводит к адаптации исследователя к ситуации трудность фиксации результатов


Опросные методы

Опросный метод — способ проникновения в личность на основе диалога с ней. К опросным методам относят беседу, интервью, анкетирование, личностные опросники.

Беседа — устный сравнительно свободный диалог на заданную тему. В основе беседы лежит ее проект-вопросник, с помощью которого осуществляется сбор информации. Предметом, доступным диагностической беседе, являются качества личности, мотивы, убеждения, интересы, отношения. В беседе — свободном диалоге вопросы могут изменяться, добавляться по ситуации, что требует особой гибкости и быстроты мышления от диагноста, скорости реакции. Обязательным условием беседы является установление личного контакта, доверительности отношений с партнером, для чего существуют приемы бесконфликтного общения и специальные техники контактного взаимодействия12.