Обзорная характеристика существующих на сегодня классификаций методов педагогической диагностики, страница 9

Первая стадия контактной беседы "накопление согласий" нацелена на снижение порога сопротивления. Учащемуся задаются ситуативные вопросы так, чтобы ответ на них гарантированно включал согласие. Ответив несколько раз "да", человек расслабляется, готов к контакту.

На второй стадии "поиск общего интереса" идет разговор о хобби, о привязанностях, интересах и пристрастиях учащегося.

На третьей стадии "принятие свойств и принципов партнера" идет психологическая подстройка к собеседнику, акцентированное подчеркивание незаурядности личности учащегося. Его положительный потенциал выясяется через вопросы типа "За что к тебе тянутся твои друзы*?", "Каковы планы на будущее?".                                                                     , -    :

На четвертой стадии педагог смело вступает в обсуждение сути проступка по схеме "Мне не понятно, как человек с такими задатками (качествами, возможностями) мог оказаться в такой ситуации..:". На этой самой ответственной стадии выясняются обстоятельства, мотивы, картина проступка глазами школьникаа.

На пятой стадии "поиск средств для реализации индивидуального подхода" педагог заявляет, что после этой беседы в корне изменил свое мнение в лучшую сторону. Совместно выстраивается программа самовоспитания.

Беседа — интерактивное взаимодействие с партнером, поэтому она' относится к одному из самых субъективных методов сбора информации о человеке, ведь сам беседующий оказывает воздействие на партнера своей интонацией, позой, присутствием и главное, эффектом "излучения" вопроса. Данный эффект возмущающего влияния на объект заключается в том, что в самой формулировке вопроса неявно скрыта установка на предполагаемые ответ, внушается определенный ход мыслей; например "Часто ли Вы испытываете стыд перед своим ребенком? Какие физические наказания допустимы для очень непослушного ребенка?"

Интервью — разновидность беседы. Это жестко спрограммированный перечень устных вопросов. В педагогическом быту применяется крайне редко.

Интервью проводится в гораздо более быстром темпе, чем беседа. Интервьюер только фиксирует ответы респондента, сохраняя нейтральную позицию. Различают строгостандартизированное и пешустандартизированное интервью В строгостандартизированном интервью вопросы заранее точно формулируются и не меняются. Преимущество такой жесткой конструкции в том, что легко сравнивать ответы на один и тот же вопрос. В полустандартизированном интервью дается свобода маневра: можно вставить по ситуациисвободный вопрос. Классическим примером интервью является опрос по телефону.

Отметим достоинства и ограничения беседы.


гибкая обратная связь, на основе которой возможно немедленно изменить логику и форму вопросов эмпиричность; можно видеть реакцию ученика, выражение лица, которые подчас более информативны, чем сам ответ:

возможно (при правильной технике диалога) проникнуть во внутренний мир личности не требует специального технического оснащения целостность восприятия личности


поскольку беседа является ситуацией социального контроля, она не гарантирует от проявлений закрытости, уклонения, социальной косметики субъективизм диагноста как при выборе тактики беседы, так и при интерпретации ее результатов трудность фиксации результатов трудоемкость, неэкономичность эффект "излучения" вопросов