Обзорная характеристика существующих на сегодня классификаций методов педагогической диагностики, страница 10

Анкета

Анкета — набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования. Это опосредованный, письменный диалог. Учитель редко прибегает к анкетированию. В основном этим средством опроса в образовании пользуются социальные педагоги, руководители образовательных структур. Предметом анкетирования в образовании обычно являются демографические, социально-экономические, культурологические, биографические данные; мнения, ценности, установки детей, родителей, педагогов.

Анкеты классифицируются по типам вопросов. Открытый вопрос позволяет респонденту строить свою свободную конструкцию ответа. Закрытый

вопрос допускает лишь выбор готового ответа. Преимущество анкет первого типа — в "вычерпывании" индивидуальной, непрогнозируемой информации; второго типа — в возможности количественной обработки.

Чтобы анкета послужила педагогу надежным средством диагностики, она должна отвечать следующим требованиям.

1.  Анкета — достаточно сложный и в теоретическом, и в психологиче ском смысле инструмент исследования, предполагающий у разработчика на личие умений четко определить цели и задачи опроса, его объект и предмет; выдвинуть гипотезу; правильно сконструировать вопросы (основные, кон трольные, вопросы-ловушки, вопросы-фильтры); построить выборку; про вести корреляционный и системный анализ данных. Ввиду этого анкета должна разрабатываться либо специалистами-социологами (а педагог пользо ваться ею в готовом виде); либо педагогами-практиками с соответствующей подготовкой.

2.  Анкетный опрос должен обеспечить репрезентативность данных, чтобы адекватно отражать исследуемые реалии. Поэтому педагогу необходи мо четко определиться с масштабами опроса. В образовательном учреждении они, как правило, небольшие. Если планируется исследовать небольшой мас сив (так называемую генеральную совокупность) респондентов (100—200 человек), то применяется сплошной опрос. Если генеральная совокупность составляет 300—500 человек, применяется выборочный опрос в объеме 50 % от общего массива; 500 человек — 44 %; 1000 — 28,6 % и т.д. в обратно про порциональной зависимости между объемом выборки и объемом генераль ной совокупности13.

3.  Анкетированием должен бьпъ охвачен однородный по какому-либо признаку массив, например по возрастному; по половому; по профессио нальному, по социальному, скажем, родители учеников начальной школы; учащиеся специализированных классов ОУ и т.д.

4.  Работа с анкетой не должна быть трудоемкой для респондента и за нимать более 15 минут его времени.

Отметим достоинства и ограничения анкеты.


массовость, а значит экономичность стандартизация ответов дает возможность статистической обработки, создания компьютерных версий

возможны проявления социальной косметики применение анкеты ограничено, она пригодна для установления лишь некоторых массовых фактов, а не сложных психологических закономерностей внутреннего мира


отсутствие обратной связи, невозможность изменить формулировку вопроса, помочь понять его, увидеть и понять позицию респондента разработанная и апробированная научным коллективом, анкета служит научно-обоснованным инструментом диагностики


Личностные опросники

Личностный опросник (ЛО) — стандартизированный набор суждений (вопросов), по отношению к которым испытуемый выражает свое мнение.

Автором первых опросников является Ф. Гальтон (1889 г.), который использовал их не для изучения личности, а ее познавательных процессов (особенности зрительного восприятия, умственных образов). При помощи рассылаемых по почте опросников в конце 19 века исследовали память, общие понятия, внутреннюю речь А. Бине, К. Вундт и др.

Автором первых личностных опросников в их современном виде был американский психолог Р. Вудвортс, разработавший в 1919 г. Банк данных о личности.