Обзорная характеристика существующих на сегодня классификаций методов педагогической диагностики, страница 4

Эмпатия ~ постижение эмоционального состояния человека на основе сопереживания, вчувствования. При эмлатии эмоция, чувство становятся способом познания. Сопереживание — по В.А. Сухомлинскому "труд души" — позволяет ярче сравнивать, делать аналогии, предсказывать аффективные реакции другого человека. Эмпатийная способность развиваема, она растет с накоплением жизненного опыта, она является обязательным компонентом профессионального мастерства педагога.

Если интуиция и эмпатия область диагностического искусства, то логизированный способ познания объекта — область научно-практического знания. Он основан на осознанном целеполагании, имеет алгоритм диагностического поиска, в нем применяются специальные методы. Именно такой осознанный, алгоритмизированный, научно-обоснованный, методически инструментованный путь проникновения в объект обеспечивает постановку достоверного педагогического диагноза.

^Педагогический диагноз — конечный педагогический продукт диагностического изучения личности. Сам по себе диагноз не имеет ценности. Он ценен только тогда, когда может стать основой для педагогического прогноза и выработки программы индивидуального подхода] Еще в 30- ые годы А.С. Макаренко четко настаивал на формирующей, конструктивной функций педагогического диагноза: "Воспитатель должен смотреть на воспитанника не как на объект изучения, а как на объект воспитания... Каждое узнавание чего-либо нового о воспитаннике у воспитателя немедленно должно претворяться в практическое действие, практический совет, стремление помочь воспитаннику"4.

В педагогическом диагнозе учитель, воспитатель должен найти системно структурированную (т.е. несводимую к одному слову), комплексную фиксацию основных доминант и проблем развития обследованного ребенка.

Педагогический диагноз — это: (1) логическое заключение (2) осуществляемое на основе соотношения с нормой (3) об уровне актуального развития качеств и отношений личности, (4) значимо определяющих успешность учебной деятельности; процессов нравственного становления и социализации личности, (5) позволяющее построить прогноз основных тенденций развития и систему коррекционных воздействий.

Как самостоятельная научно-прикладная область знания ПД располагает комплексом методов диагностического обследования. Состав методов ПД поливалентен, он вобрал в себя лучшие методы различных наук: общенаучные, психодиагностические, социологические, собственно педагогические, психофизиологические. Именно в области методов ПД ярко иллюстрируется сущностная природа педагогики — "науки по самой сути своей интегративной, ассимилирующей в своем предмете данные других общественных и естественных наук, но конечно же, не занимающейся их простым, механическим складированием и суммированием"5.

■О Прежде чем перейти к характеристике методов ПД, рассмотрим ключевые понятия данного проблемного поля: методология, метод, методика.

Термин "методология" относится к теоретическому уровню научного знания. Методология — учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности6. Когда говорят о методологии ПД, имеют в виду, какие концепции, теории, закономерности лежат в основе представлений диагноста во-первых, о предмете его исследования; во-вторых — о диагностической процедуре. Одно из важных научных требований к диагностическому процессу заключается в том, что без и вне четкой методологической основы данный прикладной процесс не может быть эффективным. В методологии любой науки выделяют три уровня анализа:

1.  Общая методология — это мировоззренческий уровень позиции исследователя. Он включает в себя общенаучные принципы познания действительности и организации исследования, например, принцип познаваемости мира, диалектичности развития явлений и процессов, их детерминизма, системности и т.д.