Обзорная характеристика существующих на сегодня классификаций методов педагогической диагностики, страница 18

0> По рисунку "Дом, дерево, человек"(Дж. Бук) в терминах и правилах психоанализа" определяют'черты личности; поведения, самоотношения и самосознания человека, тенденции его развития38.

К особой, новой группе проективных методик относятся все варианты так называемой психологической геометрии,в которых человек выбирает наи более понравившиеся ему геометрические фигуры. Подхарактеру выбора строятся предположения о характере, личностных качествах, внутреннем ми ре человека.

^'В методике "Выбери кружок" испытуемый, выбирает в композиции кружков наиблее привлекательный; что дает основание для характеристики его социального и ценностного Я (Б. Лонг, Р. Зилдер, Р. Хендерсон)39.

•*> В методике "Квадрат, круг, зигзаг, прямоугольник" каждая фигура дает повод для определения психотипа человека во всей целостности сознания, отношений, поведения и деятельности (С. Деллингер)40.

На сегодня проективные методики занимают в диагностической практике, особенно за рубежом, лидирующее положение. Причина увлечения данным классом методик в том, что они оказались способны преодолеть многие ограничения, присущие традиционным методикам. Во-первых, они устраняют нежелательный эффект социальной косметику поскольку подлинная цель диагностики замаскирована^испьггуемый не знает, что именно у него диагностируется, он только получает задание выполнить какую-либо творческую деятельность. Во-вторых, эти методики эмоционально насыщены, они не создают атмосферу стресса (как в тестах) и монотонности (как в опросниках). В-третьих, проективные методики не требуют от человека сложного и иногда труднодоступного акта интроспекции (самонаблюдения, самоотчета); человек здесь свободен от когнитивного напряжения. В-четвертых, большинство проективных методик (за исключением словесных ассоциаций) доступны человеку с любым уровнем речевого и культурного развития.

Вместе с тем, убедительного научного обоснования применения проективных методик пока нет. Считается малопроработанным сам механизм проекции; неясно, какие же личностные параметры объективируются: влечения, комплексы, страхи, мотивы, аффекты? (Д. Холмс, Р. Кеттелл). Сам процесс толкования продуктов деятельности испытуемых очень субъективен, зависим от интуиции исследователя; практически мало поддается стандартизации. Он настолько зависим от личной позиции диагноста, что даже возникает риск "вторичной проекции", когда на образы другого, не-Я проецируются личные установки диагноста, например, склонный к депрессиям будет везде "улавливать" депрессивные мотивы у испытуемого; склонный к агрессии — видеть разрушительные тенденции и т.д.

Теперь особо остановимся на вопросе о границах доступности проективных методик для педагога-пользователя. Данный класс методик был изначально разработан в недрах клиники, в дальнейшем стал использоваться в экспериментальной психологии, и только в последнее время т-? в практической психодиагностике и педагогической диагностике. В силу того, что интерпретация продуктов деятельности испытуемых — сложный акт, требующий высокой психологической квалификации, безусловное большинство проективных методик находится в области компетенции специалистов-психологов. Может ли педагог использовать проективные методики? Да, но только самые простые, "прозрачные" для толкования. К ним относятся:

--          детские рисунки на темы: "Моя семья", "Что мне нравится (не нравится) в школе", "Чего я боюсь?", "Самое хорошее (плохое) событие в моей жизни";

-  методика "Незаконченные предложения" для определения ценно стей, предпочтений учащеюся, глубины жизненных перспектив, системы отношений к окружающим и т.д.;

-  методика "Словесные ассоциации" для определения уровня речевого развития, типа мышления.

Отметим достоинства и ограничения проективных методик.