Обзорная характеристика существующих на сегодня классификаций методов педагогической диагностики, страница 17

По способу вызывания, актуализации проекции, применяемому в проективных методиках, выделяют три основных группы: ассоциативные, интерпретационные, экспрессивные.

В ассоциативных методиках испытуемому предъявляют стимулы, к которым он создает ассоциации.

^ Словесные ассоциации, когда человек должен быстро дописать к предъявленному слову любые слова, пришедшие ему на ум (К, Юнг, 1904). По словесным ассоциациям определяются вытесненные влечения; широта и направленность словесных семантических полей; тип мышления (художественный, предметно-бытовой, эмоциональный и т.д.); экстраинтроверсия (открытость-закрытость) и др28.

Ч> Незаконченные предложения, когда необходимо докончить начало фразы, например, "Я думаю, что моя мать...", "Больше всего на свете я боюсь...", "Когда я вырасту..." (Ж. Нюттен). По содержанию оконченных предложений определяется глубина жизненных перспектив, система отношений к окружающим, структура мотиваций, эгоцентризм и др29.

*Ь Стимулы — чернильные пятна, в которых человек должен по ассоциации увидеть какое-либо изображение человека (Г. Роршах). По интерпретации пятен различной конфигурации и цветов (т.е. содержанию фантазий) определяются скрытые установки, побуждения, свойства характера, Я-образ (границы физического Я — самоконтроль, самооценку, самореализацию), депрессивные и психопатические состояния"0.

Цветоассоциации, когда испытуемый выстраивает иерархию личных цветовых предпочтений (М. Люшер), по которой определяются система потребностей (синий — потребность в покое, зеленый — в самоутверждений и т.д.) тревоги и комплексы, типы позиций, занимаемых человеком (пассивно-оборонительная, агрессивно-наступательная и т.д.)31.

Ч> Цветовой тест отношений (ЦТО), отражающий как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни отношений человека (А.М. Эткинд). Реакция человека на цвет является индикатором его отношения к другому, не-Я. Так, например, если к отцу ребенок испытывает симпатию, любовь, то его образ он ассоциирует с любимым цветом и наоборот32.

Интерпретационные методики нацеливают испытуемого на истолкование стимулов-сюжетов.

Ч> В картинках ТАТ (Г. Мюррей) дается слабоструктурированное (неясное) изображение какой-либо ситуации, испытуемый истолковывает эти сюжеты, придавая им свой личный смысл, что позволяет вдуматься в склонности, интересы, мотивы, установки, аффектные состояния испытуемого33.

Ч> В тесте С. Розенцвейга человек формулирует в виде высказываний свой ответ партнеру в предъявляемой конфликтной ситуации. По ответам определяется характер и направленность эмоциональной реакции в конфликте (например, внешнеагрессивная, самообвинения, безобвинительная)34.

В тесте тревожности (Р. Теммл, М. Доркк, В. Амен) ребенок подбирает к ситуации плачущее или радостное лицо ("я играю с детьми", "я одеваюсь сам", "мать выговаривает мне" и т.д.). По характеру выборов определяются эмоциональная приспособляемость, адаптированность, коммуникативная тревожность, характер взаимоотношений с людьми ребенка35.

Экспрессивные методики побуждают испытуемого к творческой, изобразительной деятельности, по продуктам которой диагностируются установки и внутреннее состояние человека, его способности.

Ч> По рисунку несуществующего животного (РНЖ) определяется состояние эмоционально-аффективной сферы. Предполагается, что содержание фантазийной продукции определяется как индивидуальным опытом (самооценкой, социальными стандартами, экспансией) испытуемого, так и эмоциями (тревожностью, агрессивностью, демонстративностью и т.д.)36.

Ч> По детским рисункам (Р. Берне, С. Кауфман) диагностируется само чувствие ребенка в семье (рис. "Моя семья"); учебная мотивация в школе ("Что мне нравится в школе"); содержание детских страхов ("Чего я боюсь больше всего") и т.д37.                                                                   ; ;    :     :   ':