Обзорная характеристика существующих на сегодня классификаций методов педагогической диагностики, страница 3

Таким образом, на современном этапе своего развития педагогическая диагностика представлена разветвленным рядом следующих направлений, отражающих ее предметную многоаспектноеть:

•  дидактическая диагностика, ориентированная на изучение итогов обучения — знаний, умений, навыков, на определение уровня обученности учащихся;

•  психолого-педагогическая диагностика, ориентированная на изучение субъектов образовательного процесса. В рамках данного направления изучаются:  образовательные возможности учащихся;  индивидуально-личностные особенности учащихся, значимо определяющие характер школьной адаптации, социализации, духовно-нравственного становления учащегося; особенности поведения;

•  социально-педагогическая диагностика, ориентированная на изучение воспитательного потенциала микро и макросреды: семьи, ученического коллектива, ближайшей среды вне школы;

•  управленческая диагностика, ориентированная на изучение элементов и звеньев образовательного процесса как целостной управляемой си стемы: целеполагания; организации учебно-воспитательного процесса в це лом по школе и на уроке; деятельности структурных подразделений школы на всех уровнях; методической и технической оснащенности; повышения квалификации педколлектива и т.д.

Сущностью педагогической диагностики как гностического вида деятельности педагога является диагностическое исследование — специфический вид процесса познания действительности. Его главный когнитивный смысл состоит в распознавании набора признаков, по которым осуществляется подведение единичного объекта под уже известный науке класс, тип. В этом качестве диагностическое исследование отличается от другого вида познания — научно-исследовательского, эвристического. В процессе научного исследования добывается объективно новое знание, новое для человечества. В процессе же диагностического изучения извлекается субъективно новое знание, новое только по отношению к исследуемому объекту. Это "поиск известных закономерностей в "неизвестных" обследуемых" (А.А. Бодалев, В.В. Столин)2.

Диагностическое исследование объекта не оканчивается, не ограничивается его классификацией. Не менее важно оценочное определение актуального состояния изучаемого объекта в рамках данного класса, типа и т.д. Оценка состояния осуществляется с ориентацией на норму.

Термин норма в диагностике имеет два значения. В первом значении норма — это количественные границы, в которых находится наиболее типичная часть обследуемой группы, некий средний индивид. Статистические нормы в отношении личности определяются узкими специалистами (социологами, физиологами, психологами). Задача педагога — использовать готокые нормы. Ему не требуется прибегать к статистическим доказательствам, достаточно выявить признаки, убедиться в их представленное™ и установить (на основе сравнения с нормой) качественный уровень его развития. Значительная часть диагностических методик, разработанных специалистами, имеет шкалы норм, оценок.

Второе значение термина норма ~ модальное, это то, что должно быть, социокультурное требование к какому-либо качеству личности, группы. Оно явно или неявно считается в обществе необходимым. Социокультурное нормирование имеет качественный характер; ему подлежат многие психологические переменные, например, ценности личности, групповые моральные нормы, мотивы учения, эмоциональное самочувствие ребенка и т.д.

- В педагогической диагностике исторически сложились и сосуществуют три основных пути проникновения во В1гутреннюю сущность объекта (личности, группы): интуиция, эмпатия, логическое заключение.

Интуиция ~ непосредственное усмотрение сущности или состояния личности, это знание, возникающее без осознания путей и условий его получения3. Интуитивная диагностика — часть эмпирического познания; в ее рамках личностные свойства распознаются по опосредованным, косвенным признакам (чертам лица, позам, стилю речи и т.д.) в условиях дефицита информации. В педагогике постановка диагноза очень часто опирается на интуицию, особенно там, где диагност имеет дело с неосознаваемыми, скрытыми компонентами психики.