Обзорная характеристика существующих на сегодня классификаций методов педагогической диагностики, страница 2

В третьем значении ПД — это область педагогической науки, анализирующая и обобщающая указанные выше диагностические процессы. Как научная дисциплина ПД представляет собой самостоятельную теоретико-прикладную отрасль педагогики, которая изучает закономерности вынесения диагностических суждений о разнообразных элементах и параметрах педагогических систем, отношений и их субъектов, правила проведения диагностической процедуры; принципы, методы и формы диагностики в педагогической сфере.

. Генезис и историческое развитие ПД идет по логике расширения ее предмета: в орбиту диагностического внимания педагогов вовлекаются все новые и новые аспекты педагогической действительности по мере обогащения и развития человековедческого (в том числе педагогического) знания и становления образовательных систем общества.

Так, в тысячелетней глубине веков теряется начало возникновения практики внутрисистемного (внутришкольного) оценивания итогов обучения: знаний, умений, навыков, в виде процедур инициации, проверок, испытаний, экзаменов. Начиная с 18—19 вв. в связи с процессом демократизации общества и либерализации условий личного, а не сословного или экономического выдвижения человека диагностика итогов обучения превращается в общественно ориентированную систематическую диагностику успеваемости и выпускной аттестации, в конце 20 века перешедшую в стадию технологизации на основе объективных методов (тестов по предметам, рейтингов).

В 50—60 годы 20 века на базе идей гуманистической педагогики на Западе (Дж. Браун, А. Маслоу, К. Роджерс, С. Френе) и личностно-ориентиро-ванной педагогики на отечественной почве (Ш. Амонашвили, Н.А. Алексеев, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская) появляется новый предмет диагностики: субъект образовательного процесса, т.е. личность ученика, учителя, родителя и др. Во второй половине 20 века начался технологический расцвет данного направления ПД. Он был инициирован накоплением богатого арсенала измерительных методов, наработанного в теории и практике общей психодиагностики, бурно и продуктивно развивавшейся в 20 веке за рубежом и у нас в стране (Г. Айзенк, А. Бине, Ф. Гальтон, Р. Жиль, Дж. Кеттелл, Т. Лири, Г. Мюррей, Дж. Морено, Г. Роршах, Т. Симон, К. Юнг, Й. Шванцара, А.Е. Личко, А.М. Прихожан, В.М. Русалов, Е.Т. Соколова, С.С. Степанов, В.В. Столин, Н.Н. Толстых, А.Г. Шмелев и др.)

С развитием в 20 веке философии образования и социальной педагогики воспитание стало рассматриваться как вид духовных отношений, пронизывающий макро и микросреду человека вне стен специальных образовательных учреждений. На основе этих идей, под их воздействием в 70—80-ые годы появился новый предмет ПД: воспитательный потенциал среды, окружающей как личность ученика, так и школу, система социальных связей личности. Речь идет о семье учащегося, ученическом коллективе, микрогруппах; о самом микрорайоне во всем богатстве и сложности его нравственных, педагогических традиций (В.М. Бехтерев, А.И. Донцов, Я.Л. Коломик-ский, У. Мак-Дугал, А.В. Мудрик, Ф. Олпорт, А.В. Петровский, В.Д. Семенов, В.В. Шпалинский и др.).

С развитием теории системного управления на основе кибернетических идей в 80—90-ые годы 20 века происходит пересмотр сущности внутришкольного управления: от однонаправленных извне административных регламентирующих воздействий школа постепенно переходит к педагогическому управлению, предполагающему глубокое, непрерывное и систематическое проникновение во внутреннюю структуру объектов управления с позиций их педагогической целесообразности. В контексте такого подхода исследовательская деятельность руководителя образования стада отдельной, самостоятельной управленческой функцией. Мониторинг, аттестация, лицензирование, комплексная экспертиза школы — вот разнообразные организационные формы мощного аналитического "взрыва", который с уверенностью позволяет констатировать появление нового аспекта в предмете ПД — организационных механизмов образовательного процесса как целостной управляемой системы (Ю.В. Васильев, В.В. Гузеев, Г.Г. Корзникова, Ю.А. Конаржевский, О.Е. Лебедев, М.М. Поташник, И.К. Шалаев и др.)