Обзорная характеристика существующих на сегодня классификаций методов педагогической диагностики, страница 15

К сожалению, отечественных методик диагностики, креативности практически нет, и педагоги вслед за психологами используют популярную и доступную для широкого круга .пользователей методику П. Торренса (фигурные и вербальные тесты), определяющую оригинальность, гибкость, беглость и разработанность идей22., t

Заметим, что тесты креативности в отличие от типичных тестов являются малоформализованными; в них нет правильных-неправильных ответов; они требуют только качественной индивидуальной обработки.

^ Тесты способностей предназначены для изучения уровня развития специальных способностей в различных видах деятельности (музыкальных, литературных, спортивных, конторских, технических и т.д.). В профессиях, которые требуют жесткой профпригодности, разработаны свои "внутриведомственные" тесты как дощ профотбора, так и для отслеживания динамики продвижения в профессии и в обучении профессии (летчиков, спортсменов, диспетчеров и т.д.).

В целях прсфкрнсультации используются тесты, которые определяют выраженность способностей (профиль) в той или иной области деятельности. Так, тест Беннета определяет технические способности, механическую понятливость, Р. Амтхауэра — гуманитарные, математические, технические, тест ШТУР — общественно- гуманитарные, физико-математические, естественнонаучные способности и т.д. За рубежом индустрия тестов способностей развита очень широко; отечественных же тестов у нас в стране, доступных для широкого круга пользователей практически единицы.

<*> Личностные тесты определяют некоторые стороны личности индивида. В отличие от типичных личностные тесты не предполагают количественной обработки, в них нет правильных-неправильных ответов. Если исходить из узкого понимания термина "тест" (перечень стандартизированных заданий), то следует отметить, что тестов личности крайне мало. Это, в основном задания по выполнению оценочных действий, например социометрический тест,  в котором испытуемый  выполняет стандартное задание:

"Укажи, с кем ты дружишь"; тест "Референтометрия", в котором испытуемый выбирает партнера по референтным отношениям23.

К тестам личности можно отнести тешТИНГ-тесТ на Определение уровня притязаний личности, В котором испытуемый последовательно выполняет определенный объем графических действий по зачеркиванию крестиком квадратиков24.      

К тестам личности относится особая группа гомеостатических тестов, в которых испытуемые совершают совместные действия по приведению в за данное состояние некоей конструкции. По проявлению, скажем, способности повлиять на действия партнеров, выявляются лидерские наклонности; по способности быстро кооперироваться с партнерами коммуникативные установки.                            

Следует подчеркнуть, что из всего банка трудоемких и сложных тестов личности педагог может использовать только самые портативные: социометрию и референтометрию

Ч> Психофизиологические тесты нацелены на измерение свойств нервной системы, т.е. психодйнамических особенностей чёло#ека,1;'используемых в профотборе и профконсультаций; иногда в определёнии*'Шразовательных возможностей учащихся. Данные тесты определяют такие параметры, как работоспособность, истощаемость, гибкость психических процессов, быстроту (инертность) реакции, ее силу, помехоустойчивость личности, чувствительность. Как правило, эти тесты применяются узкими; специалистами-психологами и являются по форме своей аппаратурными, т.е. использующими конструкции и приборы, приспособления. Хотя есть й: бланковые методики для измерения свойств мыслительно-речевой деятельности. Например, тест "Интеллектуальная лабильность", требующий немедленного перехода к выполнению разнотипных задании25. Этот тест достаточно широко применяется в школьной практике.

Заканчивая краткую характеристику всех типов тестов, обговорим некоторые аспекты позиции педагога в отношении тестирования как способа проникновения в личность.