Обзорная характеристика существующих на сегодня классификаций методов педагогической диагностики, страница 14

Как инструмент диагностики тесты классифицируются в настоящее время преимущественно по основанию "содержание тестирования", т.е. по тому, какой параметр личности исследуется:

% тесты достижений (тип, наиболее широко применяемый в современном образовании). Цель этих тестов — проверить уровень обученности по. предмету, по профессии, В отличие от традиционных контрольных работ, они содержат готовые ответы. Считается, что преимуществом тестов достижений являются: оперативность, возможность системного охвата всех основных разделов учебной программы, объективность (так как все находятся в равных условиях и равно удалены от помощи и влияния учителя);

Ч> тесты интеллекта, которые исследуют познавательную сферу: интеллект и умственное развитие, психические познавательные процессы (память, внимание, восприятие).

Учитель вслед за современными психологами должен дифференцировать понятия "интеллект" и "умственное развитие". Интеллект — это общая умственная, во многом врожденная способность к осуществлению логических операций анализа, синтеза, обобщения и т.д. Умственное развитие не тождественно понятию "интеллект", оно характеризуется "совокупностью знаний, умений и набором умственных, действий, которые сформировались в процессе приобретения этих знаний и умений"17.

Углубленное тестирование интеллекта — область, в основном, общей психодиагностики и теоретической психологии. Таковы, например, знаменитые тесты интеллекта Д. Векслера, Р. Амтхауэра, Д. Равена, Э. Сегена,

Г. Айзенка, Ф. Гудинаф-Д. Харриса. Эти концептуально и процедурно сложные инструменты диагностики , как правило, используют только квалифицированные специалисты-психологи. Исключением, пожалуй, является портативный рисуночный тест Гудинаф-Харриса, которым при определенной до-подготовке может воспользоваться учитель для определения интеллектуальной готовности ребенка к школе, к 5 классу (т.е. началу средней ступени)18.

В педагогике более широко используют тесты умственного развития в целях определения, насколько учащийся достиг возрастного социальнопсихологического норматива умственного развития в результате обучения, культурного влияния, самообразования. Примером таких тестов являются многочисленные тесты школьной готовности (субтест "умственное развитие")19; тест ШТУР (школьный тест умственного развития) К.М. Гуревича и его сотрудников20.                                                                     .       .

К тестам интеллекта относятся и тесты, диагностирующие познавательные психические процессы: память, внимание, особенности восприятия. Как правило, эти тесты оперативны по времени, доступны широкому кругу пользователей-педагогов. Слуховая, зрительная, смысловая память измеряется методиками "Запомни и воспроизведи слова..., числа..., фигуры..., сюжет...". Различные параметры внимания измеряются комплексом методик. Так, объем внимания определяется методикой "Таблицы Шульте"; переклю-чаемость — методикой Горбова "Красно-черная таблица"; концентрация — разнообразными вариантами корректурных проб (Бурдона, Мюнстенберга, Ландольта)21.

Ч> Тесты креативности измеряют особый тип общих способностей — креативность, творческость мышления. Креативность — способность создавать новые понятия и новые идеи, выходить за пределы известного. П. Торренс рассматривал креативность как естественный процесс, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации неопределенности или незавершенности. Считается, что креативная личность обладает определенными чертами (сила духа, стойкость к помехам, страсть к риску, непризнание социальных стандартов и т.д.) и воспитывается определенной культурной средой (высокое экономическое положение семьи, богатство информации, неформальная атмосфера и т.д.). Учитель должен иметь ввиду, что  творческость не связана напрямую с интеллектом или умственным развитием, иными словами, тот, кто отлично учится, не всегда является творческой личностью — и наоборот.