Обзорная характеристика существующих на сегодня классификаций методов педагогической диагностики, страница 5

2.  Частная методология — это совокупность концепций, теорий, за кономерностей, принципов, моделей, применяемых в конкретной области знания, в нашем случае — в педагогической диагностике. Частная методология направляет сознание педагога-диагноста на всех этапах диагностического обследования; является руководящей идеей при интерпретации диагностических данных. Именно на этом уровне диагност-практик выбирает опреде ленную, целостную на его взгляд концепцию диагностируемого объекта, на основе которой формулирует цель обследования; осуществляет параметризацию объекта (т.е. выделяет системный комплекс аспектов, сторон объекта, подлежащих диагностике). Например, обследуя ученический коллектив, диагност опирается на определенную концепцию малой группы, скажем стра-тометрическую теорию коллектива; а обследуя личность — опирается на определенную модель личности (по К.К.  Платонову, по А.  Маслоу, по К. Роджерсу и др.); на конкретную психолого-педагогическую типологию учащихся (скажем, П.Ф. Лесгафта, Э.Т. Костяшкина, А.И. Кочетова и т.д.).

3.  Инструментально-прикладной  уровень   методологии   охватывает методы, методики, технологические процедуры конкретной деятельности, в нашем случае — диагностического исследования. Если методология (общая и частная) — это теоретически исходный идеальный замысел, то метод — это обобщенный материальный способ достижения замысла.

Метод (от гр. methodos — путь исследования, теория, изучение) — обобщенный способ, общий путь достижения определенной цели, который выбирает исследователь. Так, диагност свою конечную цель — сделать логическое заключение об актуальном состоянии объекта (скажем, личности) — может достичь разными путями: наблюдением (т.е. целенаправленным восприятием внешних признаков объекта); тестом (т.е. дать респонденту выполнить какие-то стандартизированные задания) и т.д.

По И.П. Павлову "Метод — самая первая основная вещь. От метода, от способа действия зависит вся серьезность исследования. Все дело в хорошем методе. При хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать много. А при плохом методе и гениальный человек будет работать впустую и не получит ценных, точных данных" .

Термин "методика исследования" имеет два тесно взаимосвязанных значения — широкое и узкое.

Методика исследования — совокупность конкретных способов и приемов получения информации, способов организации исследования, порядок их применения и интерпретации полученных результатов. В этом широком значении методика — это по сути программа, определяющая все уровни и звенья организуемого исследования.

Диагностическая методика — совокупность приемов, средств, форм реализации определенного метода. В этом узком значении методика обозначает технику воплощения метода исследования. Так, метод наблюдения реализуется в виде конкретных методик. Приведем к примеру, карту Стотта (перечень единиц дезадаптированного поведения, объединенных в ряд симптомокомплексов и снабженный особым бланком для фиксации наблюдаемых единиц)8. Метод тестирования как способ проникновения в личность имеет множество конкретных воплощений в виде методик, например: методика "Корректурная проба Бурдона" (исследование внимания); методики "Круг", "Лесенка", "Дембо-Рубинштейн" (исследование самооценки). Проективные методы реализуются в виде методик "Динамический рисунок семьи", "Незаконченные предложения Нюттена", "Рисунок несуществующего животного" и т.п..,-.....

Обозначение конкретных методик осуществляется разными способами: ,   • через отнесение к тому классу методов, который используется в данной методике (тест "ШТУР", анкета "Моя семья", опросник Филлипса);

•  через отражение специфических диагностических приемов, примененных автором (методика "Логико-количественные отношения", методика "Десенка", методика "Дом, дерево, человек", методика "Кубики Косса";