Обзорная характеристика существующих на сегодня классификаций методов педагогической диагностики, страница 16

Педагогу очень важно правильно понимать прогностические возможности тестов, йёдь1 он'диагностирует учащегося не только для фиксации наличных свойств и особенностей, но и во многом ради прогноза путей и динамики развития'своего воспитанника. Мн6гочйсленнь1е статистические исследования тестологов показали, что тесты способны более или менее надежно определить лишь актуальный (на данный момент) уровень развития того или иного параметра (умственного развития, психических процессов, способностей и т.д.), а вот прогностическая (предсказательная) сила тестов невелика. Так, согласно данным тестологов Р. Торндайка и Э. Хагена сила предсказаний тестов на успешность в военном деле на долгосрочный период (несколько десятилетий) оказалась равна нулю. Причина -г* в необыкновенной способности человека к саморазвитию, совершенствованию своих качеств. Можно развить даже врожденные психофизиологические показатели, например, музыкальный слух, улучшить память путем мнемонических приемов, "рвануть" в умственном развитии, что и демонстрируют очень часто учащиеся ПТУ — бывшие двоечники.

Тестологи считают, что тесты могут прогнозировать успех лишь на небольшой период (1—3 года) и не столько в самой профессиональной деятельности, сколько в период профессиональной учебьг .

Разработкой тестов занимаются научные коллективы и ученые-тестологи. Учитель, педагог может выступать только в роли пользователя ив пределах своей психологической компетентности.

Отметим достоинства и ограничения тестов.


•  научно-обоснованный инструмент диагностики

•  стандартизация условий и результатов, а значит возможность статистической обработки и создания компьютерной версии

•  оперативность: типичный тест состоит из практических заданий, на выполнение которых требуется 0,5—1 минута

•  уровневый характер оценки из меряемого параметра, возможность соотнесения с нормой

•  объективность, независимость от позиции учителя


тесты Измеряют лишь актуальный уровень развития исследуемых характеристик; прогн6стическая сила тестов невелики '

стрессогенность тестовой ситуации из-за ограничений во времени, сверхмотивации к успеху опасность слепых ошибок из-за , отсутствия обратной связи ' (например, не понял инструкцию


Проективные методы

Проективные методы (от латинского projectio — выбрасывание вперед) проникают в личность путем особого психологического механизма проекции, заключающейся в символическом переносе содержания внутреннего мира во внешний мир в процессе продуктивной деятельности.

В основе использования проективных методов лежит теория подсознания (К. Юнг, 3. Фрейд), согласно которой наше подсознание (неосознаваемые потребности, страхи, переживания) являются сильным двигателем личности. Скрытые подсознательные установки не осознаются самим человеком и не проявляются адекватно и выразительно в поведении. Поэтому "добраться" до подсознания как двигателя причинности поведения и отношений личности традиционными методами (ориентированными на самоотчет человека и наблюдение за единицами поведения) практически невозможно. Вот для объективации подсознания и был использован механизм проекции, по 3. Фрейду, первичный процесс "уподобления" окружающей реальности собственному миру.

Проекция в современном понимании это "процесс и результат постижения и порождения значений, заключающийся в осознанном или бессознательном перенесении субъектом собственных свойств, состояний на внешние объекты"27.

Впервые методы проекции в диагностике личности использовали Ф. Гальтон (1879) в виде словесных ассоциаций, вслед за ним Э. Крепелин (1832) и К. Юнг (1904).

К. Юнг считается отцом проективного метода, поскольку именно он впервые вскрыл и сформулировал феномен доступности бессознательных переживаний на основе проективной диагностики.