Обзорная характеристика существующих на сегодня классификаций методов педагогической диагностики, страница 7

Ниже дается обзорная характеристика основной группы методов педагогической диагностики — методов проникновения в объект исследования.

Наблюдение

Наблюдение — процесс целенаправленного восприятия действительности. Осуществляется в соответствии с четким целеполаганием, по заранее предусмотренному плану, на основе фиксации заранее выделенных единиц наблюдения: единиц поведения, отношений, речи, мимики, жестов и т.д.

Технологические варианты метода наблюдения разнообразны.

Ч> Включенное / невключенное наблюдение. При включенном наблюдении диагност является, участником наблюдаемого процесса (таким может быть учитель, ведущий урок; воспитатель, организующий диагностическую игру-соревнование). При невключенном наблюдении наблюдатель занимает позицию "со стороны".

Л> Открытое / скрытое наблюдение. При открытом наблюдении учащиеся знают, что за ними наблюдают. Скрытое — наблюдение инкогнито, без ведома наблюдаемого, осуществляется либо при включенном наблюдении, либо при помощи ауди, видео аппаратуры.

^ Непосредственное / опосредованное наблюдение. Непосредственное — это-восприятие действительности лично диагностом. При опосредованном — педагог-диагност обращается к мнению и впечатлениям других наблюдателей, т.е. экспертов. Опосредованное наблюдение еще называют "метод экспертных оценок". В педагогике применяются следующие формы экспертизы:

-  индивидуальная экспертная оценка, которая осуществляется в ходе беседы диагноста и эксперта;

-  метод Делфи, т.е. опрос нескольких экспертов в форме анкеты. По методу Делфи эксперты первоначально заполняют анкету, затем проводится статистическая обработка ответов. Обработанная информация снова в форме анкет сообщается экспертам. Участников опроса просят объяснить причины своего несогласия с коллективным мнением. Метод Делфи снижает ошибки, которые склонны делать эксперты. К таким ошибкам относятся:

-                             ошибка великодушия (нежелание со стороны экспертов давать низкую оценку хорошо известным им людям);

;                                           - ошибка центральной тенденции (когда эксперты избегают давать крайние суждения и прибегают к средней оценке);

:                          - ошибка ореола (предвзятость, склонность выносить оценку под

\                     влиянием своего расположения или неприязни);

-                             ошибка контраста (характеристика другого в сравнении с собой). Ч> Психолого-педагогический  консилиум  (ППК)   —   совещание  лиц  с целью коллективного обсуждения особенностей и проблем развития учащегося, постановки педагогического диагноза и выработки коллективного решения о мерах педагогического воздействия на учащегося. По сути дела консилиум — это коллективная мыследеятельность экспертов и является особой формой реализации метода экспертных оценок. В состав ППК входят: руководитель консилиума, психолог, врач, инспектор ИДИ, классный руководитель.

Работа экспертов организуется разными, наиболее удобными для конкретной школы, процедурными приемами. Организует сбор сведений руководитель консилиума. Прием "диагностический мозговой штурм" предполагает коллективный устный: обмен наблюдениями между экспертами. Прием "диагностическая цепочка" предполагает последовательное (по очереди) заполнение экспертами диагностической карты учащегося до проведения консилиума. Прием "диагностический монолог" предполагает заполнение карты одним педагогом (классным руководителем, учителем начальных классов).