Избранные лекции по неврологии для студентов психолого-педагогических факультетов, страница 3

Владимир Карлович Рот  - преемник А. Я. Кожевникова на кафедре изучал прогрессирующие мышечные заболевания, особенности заболеваний нервной системы у детей, первым обосновал необходимость создания специализированных санаториев для лечения нервнобольных.

            Григорий Иванович Россолимо – талантливый педагог и ученый, основатель детской неврологии, медицинской психологии, автор таких трудов как «Страх и воспитание», «Искусство и больные нервы». Г. И. Россолимо заложил основы современной дефектологии, внес много нового в изучение клиники, психики, речевого развития детей с аномалиями нервной системы. Он создал  школу детской неврологии и подготовил многих специалистов-дефектологов (В. П. Хорошко, И. М. Присман, С. Е. Рабинович и др.). В 1911 году Г. И. Россолимо вместе со своими учениками и последователями создал Институт детской психологии и неврологии и ввел в практику совместные клинико-педагогические конференции с участием врачей и педагогов.

Известный невролог В. А. Муратов (1865-1916) внес много нового в учение о нервных и психических болезнях у детей. Так, он детально изучал вопрос о детских церебральных параличах и выделил основные его клинические формы. Проблеме детской истерии посвящены его работы «К учению о периодических помешательствах у детей», «Истерия и истерический характер», «Лечебные и медико-воспитательные меры». В. А, Муратов активно сотрудничал с такими корифеями педиатрии, как Н. Ф. Филатов и Н. И. Гундобин.

Основоположниками Петербургской школы неврологии явились И. М. Балинский и И. П. Мержеевский. Заслугой И. М. Балинского (1927-1902) явилось изложение опускаемых в процессе воспитания ошибок и изучение влияния таких ошибок на формирование патологических качеств личности. И. П. Мержеевский (1838-1902)   механизмы развития психических болезней, основываясь на тщательном морфофункциональном анализе. Примером таких работ стала его монография «О патологоанатомических изменениях в мозгу глубоко отсталых детей (микроцефалов)».

Традиции Петербургской школы достойно продолжил В. М. Бехтерев (1857-1927), прекрасный экспериментатор и клиницист. Перу Владимира Михайловича принадлежит свыше 600 работ, в том числе и фундаментальные труды «Проводящие пути спинного и головного мозга», «Основы учения о функции мозга», «Общая диагностика нервных болезней» и др. Он плодотворно работал в области анатомии и физиологии нервной системы, семиотики, диагностики, клиники и лечения органических и психогенных заболеваний нервной системы. В клинике В. М. Бехтерева было открыто первое в мире нейрохирургическое отделение, которое возглавил профессор Л. М. Пуссеп. Работы В. М. Бехтерева являются актуальными в современной неврологии: им предложено использовать в комплексном лечении трудотерапию, фото и цветотерапию, внушение и гипноз, описаны насильственные и навязчивые движения у детей. Владимир Михайлович считал, что воспитание должно быть сообразно с индивидуальными особенностями детей. В. М. Бехтерев стоял у истоков таких всемирно известных научно-исследовательских институтов, как Психоневрологический институт, Институт мозга, Центральный институт глухонемых.

Современная нам неврологическая наука, основанная на предыдущем опыте, сосредоточена на решении таких наиболее актуальных проблем, как сосудистые поражения, заболевания периферической нервной системы, травмы и опухоли, эпилепсия, медленные нейроинфекции, наследственные и дегенеративные заболевания и др. Огромную значимость имеет решение проблем педиатрической, в том числе и перинатальной патологии. Резко возрастает роль клинической генетики. Важной проблемой неврологии и психиатрии особенно детского возраста являются неврозоподобные и невротические расстройства. Установлены общие закономерности развития неврозов у детей и подростков. Успехи отечественной неврологии  психиатрии позволили разработать научные принципы организации специализированной помощи нуждающимся в ней пациентам.