Избранные лекции по неврологии для студентов психолого-педагогических факультетов

Страницы работы

Содержание работы

,

ИЗБРАННЫЕ ЛЕКЦИИ ПО НЕВРОЛОГИИ

для студентов психолого-педагогических факультетов.

Выпуск №1.

Лекция № 1. История неврологии.

Неврология – это наука о строении, функциях и заболеваниях нервной системы.

Приоритетность неврологии очевидна. Масштабы потерь общества в связи с патологией нервной системы беспрецедентны. Только в США, например, они оцениваются в 401 миллиардов долларов в год. В России не менее 20 миллионов человек страдают болезнями, связанными с нарушением деятельности мозга, около 5 миллионов являются инвалидами.

Это не только потеря трудовых ресурсов, но и угроза утраты интеллектуального потенциала нации, а также одна из причин серьезных социальных деформаций. Болезни мозга обычно сопровождаются нарушением мышления, поведения и эмоциональной сферы, прямым следствием чего является рост наркомании, преступности и самоубийств.

Неврология требует знания основ как теоретических наук – анатомии, физики, химии, физиологии, патофизиологии, фармакологии, так и клинических дисциплин – психиатрии, терапии, инфекционных болезней, психологии, хирургии и др. В этой связи представляется вполне обоснованным тот факт, что на современном этапе неврология вместе с нейробиохимией , нейрофармакологией, нейрогенетикой, нейроанатомией, нейрофизиологией, нейропсихологией, нейрохирургией и психиатрией объединяются интегральным термином «нейронауки».

Неврология – понятие более широкое, чем невропатология. Невропатология (т. е. патологические симптомы, синдромы и заболевания нервной системы) является одним из разделов неврологии – фундаментальной науки, объединяющей вопросы физиологии и патологии нервной системы. При этом основным объектом классической неврологии является анимальная нервная система (свойственная животным), обеспечивающая все формы сенсомоторной деятельности. При поражении анимальной нервной системы возникают разнообразные моторные (двигательные) и сенсорные (чувствительные) расстройства.

Клиническая вегетология является одним из разделов неврологии и изучает автономную (вегетативную) нервную систему, свойственную и животному и растительному миру. Функцией вегетативной нервной системы является обеспечение обмена, а также процессов адаптации (у человека психо-вегето-соматическая интеграция функций). При поражении вегетативной нервной системы возникают, как правило, в комплексе вегетативные, эмоциональные, мнестические, нейроэндокринные и диссомнические нарушения.

Задачей преподавания неврологии в педагогических ВУЗах является знакомство с основными принципами анатомии и физиологии нервной системы, нейрофизиологическими механизмами развития патологии нервной системы, основными клиническими проявлениями заболеваний, принципами диагностики и дифференциальной диагностики, лечения, реабилитации и профилактики заболеваний нервной системы как у детей, так и у взрослых. Такие знания, несомненно, помогут педагогу-дефектологу более сознательно, а следовательно и более эффективно вести педагогическую работу с пациентами, страдающими заболеваниями нервной системы.  

Неврология – сравнительно молодая дисциплина, в самостоятельную науку она выделилась из терапии и психиатрии во второй половине XIX века. Однако первые сведения о заболеваниях нервной системы появились еще в Древнем мире. Так, в египетских папирусах есть описание двигательных нарушений (параличей) и расстройств чувствительности, в Древней Индии уже умели лечить судорожные припадки и обмороки, а индейцы Америки имели инструменты для производства трепанации черепа. Великий врач древности Гиппократ знал о принципе перекрестной иннервации полушариями головного мозга противоположных половин тела, эпилепсию и врожденные параличи. Он описал 4 классических типа темперамента: сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики. Арабский врач Абу Али ибн-Сина (Авиценна) подробно описал различные типы эпилепсии и мигрень, принципы их лечения. Этот этап неврологии можно определить как эмпирический.

Выдающийся врач и естествоиспытатель Клавдий Гален (1129-около 1201) экспериментально доказал, что не сердце, а именно центральная нервная система является средоточием движений, чувств и душевной деятельности. Он описал структуры четверохолмия, имеющие непосредственное отношение к зрению и слуху, блуждающий и другие черепные нервы.

В средние века Д. М. Морганьи и Т. Виллизий установили связь неврологических нарушений с определенными структурами головного мозга, Якоб Сильвий подробно описал топографию большого мозга, его борозды, извилины и водопровод. Констанцо Варолий также изучал такие структуры головного мозга, как мост, ядра черепных нервов.

Таким образом, следующим этапом развития неврологии как науки стал описательный этап. Появляются все новые сведения о строении нервной системы, симптомах ее поражения и первые робкие попытки лечения заболеваний нервной системы. В XVIII веке первый русский профессор акушерства Н. М. Амбодик-Максимович создает медицинскую терминологию на русском языке, изучает влияние беременности на организм матери и ребенка.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Педагогика
Тип:
Учебные пособия
Размер файла:
270 Kb
Скачали:
0