Избранные лекции по неврологии для студентов психолого-педагогических факультетов, страница 18

Моторная афферентная афазия (в классификации Лихтгейма-Вернике ей в какой-то мере, хотя и не полностью, соответствует моторная субкортикальная афазия) развивается при локализации очага поражения в нижнем отделе левой постцентральной извилины и прилегающих нижне-теменных отделах. В основе ее лежит нарушение кинестетического контроля движений речевой мускулатуры. Кинестетические афферентации в норме обеспечивают необходимую илу, размах и направление движений мышц, участвующих в артикуляции; нарушение речевых кинестезий приводит к центральному дефекту - нарушению произношения отдельных звуков. Для моторной афферентной афазии характерна артикулярная апраксия – пациент не может правильно артикулировать звуки речи, особенно так называемых гоморганных звуков, сходных по месту (например, передне-язычные «т», «д», «л», «н»), либо по способу (щелевые «ш», «з», «щ», «х») образования. В выраженных случаях возможна и оральная апраксия – пациент не может подуть, свистнуть, пощелкать языком. В выраженных случаях устная речь полностью невозможна и состоит из речевых эмболов (типа «та-та», «нет-нет» и т. д.). в легких - напряженная с обилием литеральных парафазий. Сохранено чтение про себя, письмо возможно, но при этом часто отмечаются замены одних букв на другие.

Итак, в целом различные виды моторной афазии представляют собой проявления речевой апраксии – у пациентов нарушается навык пользования своим речеобразовательным аппаратом при отсутствии параличей мышц языка, губ, мягкого неба, голосовых связок и др. На электромиографии во время речи у больного моторной афазией отмечаются синергии.

Сенсорная (акустико-гностическая) афазия (в классификации Лихтгейма-Вернике ей соответствует корковая сенсорная афазия) возникает при локализации очага поражения в задней трети левой верхней височной извилины – зоны Вернике. В основе ее лежит нарушение фонематического слуха: нарушение различения на слух специфических звуков речи (или иначе смыслообразующих элементов) – фонем, что приводит к непониманию речи окружающих.Больной не способен разграничивать в словах твердость и мягкость (сравните слова «пыл» и «пыль») или звонкость и глухость согласных (например, слова «бочка», «кочка», «ночка», «дочка» могут для него иметь одно значение), ударность и безударность («зАмок» и «замОк»). При сенсорной акустико-гностической афазии нарушено понимание устной и письменной речи (чтение, произвольное письмо и под диктовку). В тяжелых случаях отсутствует восприятие речи, в легких – боль ной понимает отдельные слова или свое имя. Отсутствует критика к своему состоянию. Экспрессивная речь сохранена, но из-за нарушения самоконтроля за своими высказываниями речь неинформативна, отличается излишней многоречивостью, состоит из отрывков слов и отдельных слогов («словесная окрошка», «словесный салат»). Затруднено повторение слов и предложений.

Сенсорная (акустико-мнестическая) афазия (в значительной мере ей соответствует сенсорная транскортикальная афазия) возникает при очагах, локализующихся в средних и задних отделах левой височной доли, вне центра Вернике. В одних случаях при этой форме афазии отмечается слабость слухоречевых следов (больной не может показать все из предъявленных ему на слух 3-4 названий предметов или их изображений), в других – феномен «отчуждения» смысла слов, который является следствием нарушения звукобуквенного анализа (больной, повторяя названия предметов, не может их показать). Для сенсорной акустико-мнестической афазии характерно: нарушения понимания речи окружающих (хотя и менее грубые, чем при сенсорной акустико-гностической афазии) из-за слабости слухоречевых следов и снижения объема слухоречевой памяти. При этом особенно нарушено понимание речи при прослушивании радио- и телепередач, бесед, когда в разговоре принимают участие несколько человек. Выявляются затруднения при назывании относительно редко встречающихся предметов и явлений или их изображений на картинках. При данном виде афазии отмечается сохранность фонематического слуха, возможность повторения отдельных слов и коротких фраз, достаточно свободная собственная речь с обилием вербальных парафазий (замена одного слова на другое по смыслу или по звучанию) и речевых стереотипов, относительная сохранность чтения, те же нарушения в письменной речи, что и в устной.