Избранные лекции по неврологии для студентов психолого-педагогических факультетов, страница 14

По горизонтальной плоскости в коре выделяют и третичные зоны, или зоны перекрытия корковых представительств отдельных анализаторов. В коре головного мозга они занимают весьма значительное место и расположены прежде всего в височно-теменно-затылочной и лобной областях. Третичные зоны вступают в обширные связи с корковыми анализаторами и обеспечивают выработку сложных, интегративных реакций, среди которых у человека первое место занимают осмысленные действия (операции планирования и контроля), требующие комплексного участия различных отделов мозга.

В функциональном отношении можно выделить несколько интегративных уровней корковой деятельности. Первая сигнальная система связана с деятельностью отдельных анализаторов и осуществляет  первичные этапы гнозиса и праксиса (интеграция сигналов, поступающих из внешнего мира по проводникам отдельных анализаторов, формирование ответных действий с учетом состояния внешней и внутренней среды, а также прошлого опыта).

Вторая сигнальная система – более сложный функциональный уровень корковой деятельности; она объединяет системы различных анализаторов, делая возможным осмысленное восприятие окружающего мира и осознанное отношение к нему. Этот уровень интеграции теснейшим образом связан с речевой деятельностью – понимание речи (речевой гнозис) и использованием речи (речевой праксис).

Высший уровень интеграции формируется у человека при его социальном развитии и в результате процесса обучения – овладения навыками и знаниями. Этот этап корковой деятельности обеспечивает целенаправленность тех или иных актов, создавая условия для наилучшего их выполнения.  

Исследования последних лет (М. Грицышина из Санкт-Петербургского Института эволюционной физиологии и биохимии им. И. М. Сеченова РАН, 2000) свидетельствуют о том, что задние отделы обоих полушарий мозга отвечают за четкость выражения мысли, а передние – за связь отдельных элементов мысли в единое целое. Причем правое полушарие объединяет понятия и детали, а левое связывает слова в предложения. Так, при очаговом поражении задних отделов больной не может четко выразить мысль, либо потому, что ее трудно уловить )правое полушарие), либо потому, что не удается подобрать нужные слова (левое полушарие).

Важным для понимания процессов высшей нервной деятельности является вопрос о межполушарной асимметрии мозга. Левое и правое полушария головного мозга функционально различны. Есть все основания полагать, что в процессе адаптации, собственно, человек и выжил когда-то благодаря именно двум, а не одному полушарию мозга. Некоторые ученые вообще предпочитают оперировать понятиями «левый мозг» и «правый мозг». Конечно, в нормальных условиях они работают как единое целое, и информация передается из одного полушария в другое. Но! Правое полушарие способно формировать цельный образ из фрагментов, а левое – выделять отдельные предметы. Обработка информации левым полушарием осуществляется последовательно, а правым - одномоментно. Правое полушарие синтезирует возбуждения, поступающие из внешнего мира. В отличие от левого полушария правое полушарие склонно к интуитивным умозаключениям. При поражении правого полушария нарушаются пространственное мышление, понимание визуальных образов, а также восприятие музыки (распознавание мелодии), гностические расстройства (в частности, нарушается улавливание интонационных особенностей речи).Функция левого полушария связана с логико-знаковым мышлением, построенным на вербальных символах, объединенных грамматическим синтаксисом на логической основе. При поражении левого полушария возникают расстройства сложных функций речи, чтения, письма, сложных движений, нарушаются аналитические аспекты музыки, такие как ритм и нотописание. В клинической неврологии отмечена выраженная наклонность эпилепсии к прогредиентному течению (включая развитие эпилептического статуса) при левополушарных эпилептогенных поражениях (т. е.  ведущая роль левого полушария головного мозга как триггера по отношению к эпилептической активности).