Избранные лекции по неврологии для студентов психолого-педагогических факультетов, страница 2

В XIX веке начинается новый, физиологический этап развития неврологии: происходит систематизация патологоанатомических исследований, начинает развиваться нейрохимия, сравнительная анатомия нервной системы, эмбриология. Эти работы явились основой изучения физиологии нервной системы. Австрийский анатом и врач Галь (1858-1928) опубликовал капитальный труд «Анатомия и физиология нервной системы» и основал науку френологию, согласно которой духовный мир человека имеет специальные центры в коре головного мозга, а по строению черепа можно определить склонности и характер человека. Дальнейшим прогрессом неврологических исследований учение Галя было опровергнуто, однако оно заложило основы изучения локализации высших корковых функций в коре головного мозга. В это же время начинается достаточно интенсивное изучение роли наследственности в проявлении неврологических заболеваний.

Развитие физиологического направления в неврологии является приоритетом русской науки. Так, И. М. Сеченов (1829-1905) явился основоположником рефлекторной теории психической деятельности человека. Основным трудом научной деятельности Ивана Михайловича стал его трактат «Рефлексы головного мозга», где он показал, что рефлекс – универсальный способ реакции мозга на любые внешние воздействия.

Продолжателем материалистического учения И. М. Сеченова был Иван Петрович Павлов (1849-1936). Он прожил долгую и плодотворную жизнь, посвятив ее учению о высшей нервной деятельности. И. П. Павлов ввел термин «условный рефлекс» - временная, изменчивая, гибкая связь любой вариации сигналов с ответной деятельностью организма. Он показал, что условные рефлексы формируются в процессе индивидуального опыта животных и человека и являются отражением материального мира. И. М. Сеченов, И. П. Павлов, Н. Е. Введенский, А. А. Ухтомский и их ученики разработали основы теории нервизма (о главенствующей роли нервной системы) и расширили представление о механизмах функционирования мозга человека.

В этот же период бурно развивается и европейская неврологическая наука. Так, во Франции Жаном Мартеном Шарко создана школа неврологов. Шарко изучал рассеянный склероз, истерию, эпилепсию, поражения периферической нервной системы при наследственной патологии. В Германии работают такие выдающиеся неврологи как Штрюмпель, Вернике, Ромберг, Фридрайх, Эрб и другие, в Англии – Джексон, Говерс, Паркинсон, Томсен.

В 1869 году впервые в мире в Московском университете была создана самостоятельная кафедра нервных болезней. Ее основателем стал Алексей Яковлевич Кожевников (1836-1902), он написал первый отечественный учебник «Нервные болезни и психиатрия», со своими сотрудниками организовал Московское общество невропатологов и психиатров, а в 1900 г. основал «Журнал невропатологии и психиатрии».Перу А. Я. Кожевникова принадлежит 25 работ клинико-анатомического характера. Его работы посвящены боковому амиотрофическому склерозу, афазиям, миастении, семейному спастическому параличу, ДЦП, цистицеркозу головного мозга. Особое место в неврологии занимает впервые описанный Кожевниковым особый вид эпилепсии, носящий в настоящее время его имя. А. Я. Кожевников считал, что в основе этого вида эпилепсии лежит воспалительный процесс. Это полностью подтвердилось последующими исследованиями (наиболее часто в хронической стадии клещевого энцефалита). А. Я. Кожевников создал блистательную школу неврологии и его ученики подтвердили ее уникальность.

Сергей Сергеевич Корсаков – был замечательным клиницистом, руководил клиникой психических болезней, создал первую в Москве психологическую лабораторию, изучал поражение нервной системы при алкоголизме. К сожалению, С. С. Корсаков прожил очень короткую жизнь. По предложению А. Я. Кожевникова в честь заслуг С. С. Корсакова перед отечественной наукой журнал невропатологии и психиатрии носит его имя.