Избранные лекции по неврологии для студентов психолого-педагогических факультетов, страница 20

«Подкорковая афазия» (выделяется проф. Л. Столяровой из НИИ неврологии РАМН) возникает при поражении подкорковых узлов, таламуса и прилегающего белого вещества при анатомической интактности коры (что подтверждается методами нейровизуализации). Для «подкорковой афазии» характерно: в остром периоде заболевания (например, инсульта) нарушение как сенсорной, так и моторной стороны речи с дальнейшей трансформацией речевого синдрома, в котором обычно сочетаются одновременно синдромы различных речевых расстройств, но с преобладанием одного компонента: моторного, сенсорного или амнестически-семантического; длительные флуктуации собственного речевого высказывания в течение одного дня и даже одного занятия с логопедом или одной беседы с больным; обилие в речи вербальных парафазий; непроизвольный уровень речевого высказывания обычно лучше, чем выполнение произвольных заданий; как правило, уровень и темп восстановления чтения и письма опережают восстановление собственной речи.

Следует указать, что в чистом виде отдельные виды афазий в клинике сосудистых заболеваний мозга встречаются относительно редко, а чаще отмечаются их комплексные формы: комплексная моторная (афферентно-динамическая, эфферентно-афферентная), комплексная сенсорная, сенсомоторная афазия.

Основным фактором, определяющим тяжесть и характер речевого дефекта и прогноз восстановления речи (при инсультах), являются размер и локализация очага поражения. При грубом речевом дефекте сенсомоторной афазии (глобальная афазия), в плане прогноза, отмечается относительно плохое восстановление. При небольших же поверхностных очагах, расположенных в одной из речевых зон, происходит обычно умеренное или значительное восстановление речевой функции. При кровоизлияниях речь восстанавливается значительно лучше, чем при инфарктах мозга, т. к. кровоизлияния располагаются, как правило, в глубоких структурах мозга, а корковые речевые зоны остаются интактными.

Леворукость (левшество) обычно ассоциируется с хорошим восстановлением речи, т. к. у подавляющего большинства левшей речевые центры представлены в обоих полушариях головного мозга.

Главным в речевой реабилитации является то, что она должна быть направлена на восстановление всех сторон речи: понимания речи окружающих, правильной артикуляции, свободного высказывания, чтения и письма. Речевая реабилитация проводится на фоне медикаментозной терапии, оказывающей активирующее влияние на интегративные функции мозга: речь, память, внимание, способность к обучению. К таким средствам относятся ноотропы (пирацетам, ноотропил, луцетам, энцефабол, церебролизин, глиатилин, семакс).

Аграфия – нарушение способности писать правильно по смыслу и форме при сохранности двигательной функции руки. Возникает при очаговом поражении коры левого (у правшей) полушария головного мозга. Часто сочетается с сенсорной и моторной афазией. Иногда может отмечаться изолированно при поражении заднего отдела второй (средней) лобной извилины. В тяжелых случаях больной не может писать, в более легких – письмо возможно, но выявляются пропуски или перестановки букв (литеральная параграфия), пропуски или замена одних слов другими (вербальная параграфия), расстройства кинетики письма – анормально соединяются буквы, нарушения списывания слов или букв, а также непонимание смысла слов или предложений.

Алексия – расстройство чтения, обусловленное нарушением понимания текста. Обычно сочетается с афазией, редко отмечается изолированно при поражении коры теменно-затылочной области – угловой извилины левого полушария головного мозга. Затруднения возникают из-за вербальной алексии (больной хорошо знает буквы, но не может объединить их в слово, т. е. он не может целиком воспринять одну пространственную структуру, в результате он не понимает при чтении предложений и слов) и/или литеральной алексии (нарушается узнавание букв, буквы воспринимаются недостаточно отчетливо или не узнаются вообще). В результате, в тяжелых случаях алексии больной не может читать (ни вслух, ни про себя), в более легких – чтение возможно, но отмечаются пропуски или перестановки букв (литеральная паралексия) или слов (вербальная паралексия), а также непонимание прочитанного.