Избранные лекции по неврологии для студентов психолого-педагогических факультетов, страница 19

Итак, в целом сенсорная афазия представляет собой проявление речевой агнозии.

Амнестическая афазия возникает при поражении коры теменно-височной области левого полушария головного мозга. Главным симптомом является нарушение (забывание) названий предметов, но в отличие от сенсорной акустико-мнестической афазии при амнестической афазии подсказка первого слога всегда помогает назвать предмет или явление. Однако, вскоре название предмета снова забывается. Больной забывает название предметов, применение которых он знает, и может описать их свойства и назначение. Характерна замена забытого слова его описанием : вместо слова «ложка» больной говорит «то, чем едят». Собственная речь свободная, но лексически бедная (т. е. отмечается бедность имен сушествительных и множество глаголов). Сохраняется правильность построения фраз, отсутствуют парафазии. Сохранены понимание речи, чтение, письмо под диктовку, повторение.

Семантическая (смысловая) афазия (в зарубежной классификации отсутствует) возникает при поражении коры области стыка височной, теменной и затылочной долей. В чистом виде в неврологической практике эта форма афазии встречается крайне редко, чаще сочетается с амнестической афазией. Для семантической афазии, вследствие расстройства пространственного синтеза, характерно нарушение понимания сложных логико-грамматических конструкций: пассивных оборотов, предложений, где указываются пространственные взаимоотношения сравнительных конструкций, сложных в логическом отношении. Отдельные стороны речевой деятельности сохранены. Больной с семантической афазией не может определить различие понятий «брат сестры» или «сестра брата» и т. п. Испытывает затруднения в правильности выполнения пространственного задания («нарисовать круг под квадратом»), т. к. не понимает отношений, выраженных с помощью предлогов. Больной не может разобраться в сравнительных конструкциях: «Соня светлее Маши, а Маша светлее Оли. Вопрос: У кого из них самые светлые волосы, а у кого самые тем ные?». Больной не понимает пословиц и метафор. Нарушение понимания сложных логико-грамматических структур демонстрируют, давая больному инструкцию:»Покажите ручку карандашом» или «Покажите карандаш ручкой».

Проводниковая афазия (в классификации А. Р. Лурия отсутствует) возникает, по мнению Вернике и Клейста, при локализации очага поражения в островке левого полушария головного мозга. Островковая доля, или иначе островок Рейля, расположена в глубине латеральной Сильвиевой борозды, она прикрыта участками лобной, теменной и височной долей, которые составляют покрышку, где проходят проводники, соединяя сенсорный и моторный речевые центры. В клинике в чистом виде проводниковая афазия встречается крайне редко. Для проводниковой афазии характерно: резкое нарушение повторения чужой устной речи (слов и предложений) и в меньшей степени называние предметов или явлений, относительная сохранность собственной речи при большом количестве в ней парафазий; относительная сохранность понимания речи окружающих; сохранность чтения про себя; при чтении вслух – частые литеральные парафазии; при письме – параграфии.

Сенсомоторная афазия (по зарубежной классификации – глобальная афазия) возникает при поражении коры обеих речевых зон «Брока и Вернике» левого полушария головного мозга. При ней отмечается сочетание нарушения понимания с затруднениями (по моторному типу) в собственной речи. В крайних случаях при тотальной афазии полностью отсутствуют собственная речь и понимание речи окружающих. Тотальная и грубая сенсорная афазии характерны для острой стадии мозгового инсульта и возникают при закупорке основного ствола левой      средней мозговой артерии или при обширном кровоизлиянии. В дальнейшем у большинства больных отмечается трансформация речевого синдрома, обычно лучше восстанавливается понимание речи.