Избранные лекции по неврологии для студентов психолого-педагогических факультетов, страница 17

Афазия – системное нарушение различных сторон речи у взрослых, связанное с локальным поражением речевых зон, располагающихся у правшей в левом полушарии головного мозга при отсутствии расстройств артикуляционного аппарата и слуха. Речевой процесс является условно-рефлекторным (в случае воспитания человеческого ребенка в животном мире – синдром Маугли – речь у него отсутствует), выделяют афферентную и эфферентную части: слово не только произносится человеком для общения, но и воспринимается им. Экспрессивная речь включает устную и письменную речь. Понимание речи происходит посредством слуха и чтения. Афазические  расстройства многообразны. Если нарушение охватывает все стороны речевого процесса, возникает тотальная афазия. При более ограниченных очагах поражения нарушения речи могут иметь диссоциированный характер. Нарушение экспрессивной речи носит название моторной афазии, расстройство импрессивной речи носит название сенсорной афазии. Причем в случае сохранности внутренней речи (чтение, письмо) говорят о субкортикальной афазии, а при нарушении внутренней речи – о транскортикальной афазии. Огромный вклад в учение об афазии внесли труды известного отечественного ученого А. Р. Лурия и его учеников. В настоящее время в мире не существует единой классификации афазий. В нашей стране в основном используют классификацию А. Р. Лурия, за рубежом – упрощенный вариант классификации Лихтгейма – Вернике.

В классификации А. Р. Лурия выделяют три вида моторных афазий (динамическая, эфферентная и афферентная), два вида сенсорных афазий (акустико-гностическая, акустико-мнестическая), семантическую и амнестическую афазии. Зарубежные исследователи выделяют три вида моторных афазий (корковую или афазию Брока, транскортикальную и реже субкортикальную), два вида сенсорной афазии (корковую или афазию Вернике, транскортикальную), амнестическую, проводниковую и глобальную (сенсомоторную) афазию.

В зарубежной литературе иногда встречается упрощенная классификация, по которой выделяются две группы афазий: задняя, «флуент» (подчеркивается, что речь остается плавной, ненапряженной) афазия, возникающая при поражении задних отделов левого полушария; передняя, «нонфлуент» (речь спотыкающаяся, напряженная) афазия, развивающаяся в передних отделах доминантного по речи левого полушария.

Моторная эфферентная афазия (по классификации Лихтгейма-Вернике ей соответствует корковая моторная афазия, или афазия Брока) возникает при локализации поражения в зоне Брока (задние отделы левой нижней лобной извилины). Для нее характерно нарушение собственной речи – в выраженных случаях собственная речь полностью невозможна – «речевой эмбол», в более легких – крайне бедна – «телеграфный стиль» (междометия, отдельные слова). Такая речь содержит мало глаголов, маловыразительная, нарушены мелодия слова и фразы, плавность речи, часто встречаются литеральные парафазии (перестановки слогов в слове), персеверации – повторение слов и фраз. Артикуляция отдельных звуков не нарушена. Дефект касается процессов переключения с одной речевой единицы (звук, слово) на другую. Произнося хорошо отдельные речевые звуки, больной затрудняется в произношении серии звуков или фразы. Нарушены чтение вслух (алексия) и письмо (аграфия). Понимание устной речи окружающих, а также письменной речи в основном не нарушены. Критика к своему состоянию сохранена.

Моторная динамическая афазия (ей соответствует транскортикальная моторная афазия) возникает при поражении коры левой лобной доли, расположенной кпереди от центра Брока. В основе ее лежат речевая аспонтанность и нарушение организации речевого высказывания. Для нее характерно затруднение собственно речевого высказывания (не возможен монолог, больной не может активно высказать мысль, задать вопрос) при сохранности диалога. При этом сохранены понимание речи, повторение, чтение и письмо под диктовку, в речи отсутствуют парафазии.