Понятие Средние века. Германский мир. Попытка консолидации германо-христианского мира, страница 67

Усыпальница в Инсбруке в Австрии, австрийского рода Габсбургов. Там мы видим блестящую галерею предков императора Максимилиана, они ведут свое начало от античных героев. Троянца и ахейцы представлены, германские вожди.

Собрание умерших в одной крипте не просто, чтобы им можно было поклониться, а чтобы создать иллюзию единства живых и мертвых. Наследник – часть общего, целого.

Представление о доме как совокупности 3-х главных величин. Это резиденция, это рыцарское или дворянское гнездо; это земля, это люди, населяющие эту землю, ваши подданные.

Вам необходимо доказать, что ваши права, жалованные вам тем или иным монархом, ваша земля, на которой стоит ваша резиденция, и ваши люди, которые являются вашими подданными, они являются подданными уже не в одном поколения. За вами стоит гордая слава бесчисленных поколений. Доказательство легитимности через род представлялось для людей XII-XIII века весьма эффективным.

В XII-XIII вв. рождается специфический характерный феномен благородства, который вмещает в себя совокупность как родовых, так и сущих, материальных форм этого благородства: это род, предки, земельная собственность, имущество и люди.

Все это в совокупности объединяется в понятие ДОМ. Дом Франции. Это собственность франц. монарха, это живые, живущие и будущие потомки франц. короля, это люди, которые находятся в подданстве у короля. Нет понятия семьи, есть понятие рода. Потому что семья – это только часть рода. Чаще всего до XVI века говорили не о семье, а о роде, о родовитости.

Семья, фамилия в европейской публицистике появится только лишь с XVI века.

2 – то, что можно создать самому. Это то, что человек может совершить сам. Создано волей и энергией самого человека. Это добродетель.

Благородный человек будет недостаточен в своем благородстве, если не подкрепляет свое благородство ….

Добродетель средневекового рыцаря это военная доблесть, военная слава. Это доблестная служба у сеньора. Это служебные посты, приобретенные на этой службе. Это защита церкви. В этих 3-х качествах реализовывается конкретная добродетель конкретного человека, рыцаря, дворянина в эпоху классического средневековья.

Обе эти добродетели объединяются термином честь.

Внешнее воплощение чести, как вы себя держите, ведете в повседневной жизни, есть репутация. Это термин довольно поздний, он возникнет в Италии на исходе средневековья в XV-XVI веке. Это внешнее проявление чести.

Репутация – лакмусовая бумажка для выражения адекватности вашего поведения к тому, что унаследовано.

Это все развивалось очень постепенно, все эти точки зрения, воззрения. Все эти составляющие и образующие элементы.

Суть заключается в том, что чиновник имеет право взимать поборы с торговых операция и чиновник осуществляет непосредственно полицейский суд на этом торжище. Т.е. торжище и территория общины находится в зоне действия высшей юстиции сеньора. Сеньором может быть кто угодно: епископ, король, князь, знатный господин.

В таких условиях общины поселенцев не располагают собственным самоуправлением, они подчиняются этим чиновникам. Главное лицо среди этих чиновников – рыночный фо___ или рыночный наместник. Ему принадлежит вся полнота административной и судебной власти.

Следующая эпоха. XI-XIII века. Это период, когда городские поселения начинают потихоньку избавляться от правовой зависимости со стороны высших лиц, сеньоров. Поэтому этот период обычно именуется периодом борьбы городов за независимость. Этот термин неправильный. Он слишком эмоциональный, и не совсем правильно отражает суть тех процессов, которые проходили. В средневековом обществе ничего не могло быть независимым. Единственный независимый персонаж – это папа римский, потому что он глава церкви и верховный суверен всего христианского мира. Все остальное – под его властью. С папой ссориться не надо. Все ссоры с папой всегда заканчивались плохо для сильных мира сего. Поэтому, будучи неавтономными изначально, городские общины не могли бороться за независимость, они могли бороться только лишь за определенные прерогативы. Главной такой прерогативой с XI века, главным объектом борьбы становится право полного внутреннего самоуправления, т.е. добиться самоуправление, но при этом конечно же сохранить связь и зависимость от старших чинов христианского мира: и от папы, и от монарха. Поэтому боролись не за политическую независимость, а за максимально полное самоуправление.

!!! Лекция № 12 по истории средних веков

от 22 ноября 2005 года

не Лекция № 11 по истории средних веков

от 15 ноября 2005 года

Город, который в XI в. входит в новый этап своего развития.

В XI в. начинается новая фаза, которая обычно именуется как эпоха обретения городскими общинами коммунальной автономии или общинного самоуправления. Этот этап страдает явной асинхронией применимо к разным регионам, он не совпадает по хронологии. Но в целом, накладывая его на ландшафты Западной Европы, можем идентифицировать эту фазу с тремя столетиями XI-XII-XIII век.

Борьба городских общин за самоуправление возникла не на пустом месте, была спровоцирована прежде всего развитием самих городов. Бесспорно интересы городской общины, прежде всего рыночные и хозяйственные интересы, играют здесь одну из первых ролей.

Вторым фактором станет церковная реформа. Как это не парадоксально, но клюнийское движение и религиозное возрождение запада в X-XI вв. весьма сильно скажется на темпах этой коммунальной борьбы, на желании горожан обрести собственное самоуправление. Два региона выделим в Европе, которые шли в авангарде этого коммунального движения.

Эти регионы северная Италия и северная Франция, которая включает в себя монархические границы Французского королевства, т.е. не нынешнюю северную Францию, а Францию и Нидерланды. Т.е. земли, ныне поделенные между двумя королевствами: королевством Бельгия и королевством Голландия.

Северная Италия и северная Франция, и соответственно Нидерланды – 2 региона интенсивного городского развития в X-XI вв. В них очень рано встал вопрос об эмансипации городских общин от власти местных сеньоров, т.е. о желании добиться определенных прав, свобод и привилегий.