Понятие Средние века. Германский мир. Попытка консолидации германо-христианского мира, страница 46

XIX век дает очень характерный, очень политический и очень националистический угол зрения. Историки XIX века любили писать о крестовых походах прежде всего как о мероприятии национально-государственном и рассматривали историю этих походов, имея в виду прежде всего 2 цели: подробно исследовать политическую канву событий, и доказать состоятельность того или иного национального элемента этой крестовой экспансии. К этому весьма щедро примешивался скепсис по адресу церкви. Церковь обычно рассматривается ретроградным элементом, который попросту обманывает широкие европейские христианские массы и отсюда сами крестовые походы выступают лишь порождением злого гения римской курии.

С точки зрения формы в XIX в. торжествуют весьма насыщенные тавтологические полотна. Яркий пример Бернгард Кублер «История крестовых походов». Это почтенный немецкий историк, он жил в конце XIX века. Больших претензий к этой работе нет, это абсолютно безвредная книга, она насыщена тавтологическим материалом, довольно подробное изложение, краткая характеристика источников. Превалирование структурного субсистемного подхода. Есть политические интересы, есть религиозные интересы.

Крестовые походы – это конфликт этих интересов, и отсюда трагическое следствие, крушение дела крестоносцев в Святой земле.

В XX в. – иные подходы. Торжество социологии и _____ , меняется угол зрения.

2 историки середины XX века переломили исследовательскую ситуацию, связанную с изучением крестовых походов. Один француз, другой немец. Абелис (Адольф -вернее) Ваас, немец. Француз Жан Ришар «Латино-Иерусалимское королевство», продается. А немецкого у нас нет, так как у нас мало переводчиков с немецкого.

В чем новаторский поход? Дана переоценка всему характеру крестового движения, подчеркнуто влияние духовной христианской идеологии. Во многом по-новому прочитаны и исследованы важнейшие институты, организованные крестоносцами в святой земле, начиная от структур Латино-Иерусалимского королевства, и заканчивая духовно рыцарскими братствами.

Режин Перну «Крестоносцы», французская исследовательница. Главная героиня для нее Жанна Дарк. но здесь пишет о крестоносцах. В отличие от Жана Ришара и немца, которые претендуют на роль концептуально нового осмысления самого феномена крестового движения, книжка Перну это прежде всего аккуратный структурологический анализ. Здесь есть все, здесь сказано немножко об идеологии, о хронологии, о структурах организации пилигримов в Святой земле, об осадной технике, о военном искусстве и даже об архитектуре латинского запада в XI-XII-XIII вв.

Все 3 книжки вы можете взять в качестве монографий.

Для более глубокого знания Жан Ришар гораздо круче.

Хронология.

Начало крестовой экспансии на Ближний Восток и организация Латино-Иерусалимского королевства

Обычно говорят о 7, а то и 8 походах на Святую землю. Этот взгляд во многом ошибочен. Он нуждается в серьезных коррективах. Если мы станем на точку зрения современников описываемых событий, на точку зрения участников крестового движения, то мы поймем: в глазах средневекового человека всегда был и состоялся только один крестовый поход, был первый крестовый поход, который приведет к взятию Иерусалима, который приведет к созданию Иерусалимского королевства, который усилит Ближний Восток островками христианской веры и христианской организации. Все последующие экспедиции это всего лишь акты помощи континентальной Европы единоверцам на Ближнем Востоке. Это не походы как таковые. И в источниках вы нигде не встретите слова о походах, об отдельных крупных экспедициях. Это именно акции помощи. Это своеобразные волны, которые набегали на берега Красного моря, Средиземного моря, вместе с которыми прибывали вспомогательные отряды с континентальной Европы. Поход был только один, первый поход, после которого начинается борьба за то, что уже было завоевано.

Ваших учебниках почему-то стоит нумерация походов.

Вы будете говорить и о 1, 2, 3, 4 крестовом походе, но при этом будете делать умственную поправку. Говоря о 3-м крестовом походе, будете знать, что это первый крестовый поход.

Ноябрь 1095 года. В Клермеле Южной Франции папа Урбан II созывает очередной синод, который получит название Клермонтского собора. Город Клермонт.

Есть повод собраться, это область южной Франции, восстановить мир, здесь еще тлеют очаги феодальных смут. Есть другой повод – нужно свести счеты с последним анти-папой. Германский король Генрих IV продолжает вмешиваться в дела курии. И на место антипапы Климента III там найдется его преемник, с ним тоже нужно разобраться.

Но есть главный аргумент: в ноябре 1095 года, прибывшие из Византии греческие посланцы умоляют апостольский престол помочь в борьбе с маврами, под которыми подразумевают турок-сельджуков. Эти турки-сельджуки – очередное произведение средне-азиатских степей, они во 2-й пол. XI века наносят все более острые укусы восточным границам Византийской империи.

Один из таких укусов окончился весьма плачевно, в 1071 году в битве в западной Армении потерпели страшное поражение. Тысячи убитых, и среди них император Византии Роман Дифен . Эта битва у армянского кишлака (озеро Ван) .

После этого турки совершают опустошительное вторжение в глубины Малой Азии. Весьма тревожно себя ведут ближневосточные мусульманские правители, которые в течение XI века несколько раз покушались на христианские святыни в Иеруслиме.

В таких условиях папа Урбан обращается к собравшимся, не только к Риму, не только к важным мирянам, он обращается ко всем собравшимся с просьбой помочь единоверцам и отправиться спасать христианские святыни на Ближнем Востоке.

В какой степени это было удивительным для собравшихся? В общем нет. Пилигримство, паломничество практиковалось и до этого. Поэтому призыв идти к святым местам никого не удивил. Но здесь меняется смысловая нагрузка. Здесь речь идет о вооруженном паломничестве. Это не практиковалось до сих пор никогда. Поэтому первый и единственный крестовый поход станет и первым вооруженным походом пилигримов, направленным на защиту христианских святынь.