Понятие Средние века. Германский мир. Попытка консолидации германо-христианского мира, страница 5

Бруннер – один из тех, кто первым всерьез задумывается над этой проблематикой. У него появятся последователи. В любом случае в середине XX века мы видим характерные перемены. О Средних веках начнут говорить уже не столько как о политическом мире, сколько о мире широких социальных связей. Кроме того, старая хронология будет поставлена под сомнение.

Социология – еще один повод посмотреть по-новому на прошлое.

Вслед за немецкими социологами выступили французские историки. В середине 30-х годов в Париже усилиями 2-х крупнейших историков, которые посвятили себя прежде всего истории средневековой Франции, складывается знаменитая историческая школа, получившая наименование «Школа анналов». 2 историка Марк Блок и Лусьен Февр , которые стояли у истоков новой исторической идеологии, новых исторических подходов. Школа анналов окажет мощнейшее влияние на европейскую медиевистику вплоть до последних десятилетий. Главная идея представителей Школы анналов: чтобы постичь прошлое, нужен всесторонний анализ. В XIX в. преклонялись перед политическими структурами, перед большой политикой. Но политика – это одна часть жизнь. Социологи, конечно, правы. Нужно поместить человека в центр социальных отношений. Попробуем осуществить тотальный штурм исторического материала, организовать общую атаку на исторический материал, попытаться ознакомиться с историческими явлениями абсолютно во всех ипостасях.

Знаменем этой школы станет первый крупный труд Марка Блока «Средневековая цивилизация». Париж, 1930-е годы. Потом эта книга выйдет под другим названием «Феодальное общество». Первая попытка тотального штурма исторического материала, средневекового прошлого. Блок пытается охватить абсолютно все аспекты жизни средневековой цивилизации. Это проблема времени и восприятия времени, это проблема хронологии и восприятия хронологии, это проблема церковной истории, проблема перемещения человека в пространстве.

После окончания 2-й мировой войны, после 1945 года видим новые тупики и новые направления.

2-я пол. XX века. 1950-е, 60-е, 70-е годы – так можно стратифицировать 2-ю половину XX века. Это две половинки. Первая половина – это с конца 50-х до конца 70-х годов. Вторая половинка – последние 25 лет. На первой половинке мы видим в основном преобладание идей Школы анналов вкупе с идеями социологов как анналистическо-социологическая интерпретация средневековой цивилизации, средневекового общества.

Блок погиб во Франции, он был участником движения Сопротивления. После него признанным вождем анналов стал Февр. 40-50-е годы – последние крупные достижения этого анналистического направления. Идея хорошая – попытаться посмотреть на прошлое со всех сторон, не упустить ни единой детали. Но возникает вопрос изложения материала. Никак не удается преодолеть структурный подход. Всякий материал необходимо разбивать на отдельные элементы, структуры. Эти структуры могут быть микроструктурами, макроструктурами, в любом случае эти элементы должны присутствовать, иначе попросту придется писать роман, основанный на исторических фактах.

В 1950-е годы начинается кризис этого некогда мощного анналистического направления. Сразу же произошло отпочкование. 2 характерных отпочкования мы видим в развитии этой школы. Первый момент – это попытка сблизиться с социологами, попытаться интерпретировать идеи анналов сквозь призму социологии. Жак Легофф «Цивилизация средневекового Запада». Книга годится для чтения, для общего развития, но совершенно не годится для сдачи в качестве монографии. Это общий емкий взгляд на проблему развития средневековой цивилизации, но здесь нет определенного сюжета. Попытка взглянуть глазами анналиста сквозь очки социолога на __________ . Попытка охватить средневековое прошлое с прицелом и на общественное развитие, и на духовное развитие и на политическое развитие. Автор больше симпатии испытывает к Франции XIII века. Главный герой – Святой Людовик IX, французский король, последний герой Крестовых походов.

Обратная сторона медали Фернанд Бородель (?) – 3-х томная история экономического быта Западной Европы в XV-XVIII вв. Он во многом экономист и пытается связать свои чисто экономические постулаты и с проблемами политики и с проблемами культуры.

Школа анналов распадается и этот распад неизбежен.

В последнее время доступными стали почти все архивы, частыми стали архивные публикации. Поэтому попытка выстроить ёмкую собирательную схему, которая впитала бы в себя абсолютно все учения, все традиция, все представления, создать единую концепцию, становится все более и более сложной.

Та же проблема оказалась и перед социологами. Послевоенная социология. Германия. Чуть позже на передовых позициях оказалась англо-американская историческая социология. В первые послевоенные годы Отто Брунер доминирует со своими воззрениями среди европейской, прежде всего немецкой исторической элиты. «Европа в средние века», 100 страниц. Емкий взгляд на проблемы социальной истории. Его работа не переведена на русский язык. Бруннер не отступился от своих предшествующих воззрений, ни от гиперкритики терминов, ни от критики однобокого политического позитивизма. Напротив. Бруннер развил свои идеи вплоть до отрицания старой средневековой хронологии. Главная его идея и мысль всей исторической социологии XX века: не было жесткого перехода из средних веков к новому времени. Переход был плавным и постепенным, очень длительным, болезненным, долгим. Бруннер стал изобретателем термина. Он считает, что поскольку трудно отделить этот долгий протяженный состав, под названием Средние века и Новое время, следует представить хронологию веков под другим углом зрения. Бруннер считает, что средневековый мир окончательно созрел в XI-XII вв. А дальше идет очень сложный процесс изменений и перемен, который затянется вплоть до XIX века. Чтобы не обижать ни Средние века ни новистов Бруннер обозначил эти 7 столетий (с XII по XIX) термином Старая Европа. В чем значение этого термина? Бруннер вкладывал в это понятие …, это Европа, которая не изжила из себя очень много рудиментов, элементов от XII-XIII веков. Сословия существуют, школа не отделена от церкви. Можно ли говорить в этом отношении о кардинальном перевороте XVII-XVIII-XIX веков? Нет.