Понятие Средние века. Германский мир. Попытка консолидации германо-христианского мира, страница 60

На местах в провинции важную роль приобретают епископии и монастыри, которые с XI-XII веков по своей духовной инвеституре будут жестко подчинены римской церкви.

Дополнительный момент. Становление канонического права, канонической юриспруденции в 11-XIII вв. Около середины XII века будет произведена первая важная крупная ___фикация церковных законов, церковных положений. Она ляжет в основу всей последующей канонической традиции. Согласно традиции это произойдет около 1140 года.

Ученый монах Грициан близ Болонского университета около 1140 года первым подытожит все накопившиеся на тот момент постановления из области церковного предания, постановления вселенских соборов, принцифики римских пап. Этот первый свод церковного права получит название «Кодекс Грициана».

По мере того, как укреплялись церковные структуры, церковное право все четче и яснее проводило различие и грань между истинной верой и лживой, ересью. Поэтому не случайно, что именно на рубеже XII-XIII веков впервые оформится правовая концепция ереси. Т.е. учение, которое с юридической точки зрения обосновывало характер еретичества, степень отступничества от веры в текстах, книгах или в устах того или иного лица.

Решающий вклад в создание еретического правоведения и правовых нормативов, которые определяли ересь, будет сделан на рубеже XII-XIII веков усилиями 2-х римских пап. Это Луций 3 и Иннокентий 3. В основе лежали строгие римские правовые нормы. Логика рассуждений была следующая: коль скоро ересь оскорбляет церковь, ересь противна церкви, а светская власть призвана защищать церковь и она ниже церкви, то автоматически церковь бьет по статусу светской власти. Поэтому делался знак равенства между преступлением против церкви с одной стороны и оскорблением величества, светской власти с другой стороны.

Впервые это правило было принято в 1184 году усилиями Луция 3. Император Фридрих Барбаросса поспешил придать этому канону характер имперского закона. С этого момента с 1184 года преследование ереси целиком и полностью возлагалось на светскую власть.

В 1215 году законодательство о ереси будет в окончательной редакции будет принято Иннокентием 3. Меры пресечения ереси. Поскольку ересь приравнивалась к уголовному преступлению, то подлежала преследованию. Под ересью понималось любое отклонение от трактовки церковного предания и инциклий римских пап. Все то, что не совпадало с точкой зрения Библии, мнением отцов церкви, соборов и инциклий римских пап, все это автоматически сразу рассматривалось как преступление и подлежало преследованию со стороны светской власти.

Меры пресечения. Поскольку средневековый человек мыслил очень предметно, то ассоциация между ересью и чумой проводилась усиленно уже с XII века. Ересь – это чума души. И поскольку умерших от чумы принято сжигать, чтобы зараза не распространялась далее, также следует относится и к еретикам.

Вторая версия в большей степени богословская, восходит к евангелию от Иоанна, где в главе 6 мы читаем о том, что Христос, обращаясь к своим ученикам, говорит: тот, кто не последует за ним как ветвь сухая будет отброшен и сожжен.  Эта метафора будет весьма активно муссироваться при определении меры наказания.

Первые костры загораются в конце XI века в Орлеане.

С XIII века вместо голословных обвинений церковь введет порядок судебного дознания, расследования. Этот порядок судебного расследования, по латыни – инквизиция – станет с XIII века главным и определяющим в борьбе ересью.

Руководителями этих судебных процессов будет выступать священная конгрегация при апостольской канцелярии, т.е. старшины церковных судов.

В XI-XIII вв. важные перемены происходят и на низовом уровне организации духовенства. Речь идет о монашеской жизни, о монастырской реформе.

Клюнийское движение и возрождение церкви в XI в. на основе монашеской аскезы и монашеской жизни. Главным проводником религиозной григорианской реформы будут монастыри. Кроме того, именно монастыри будут идти в авангарде христианизации реформы. Первые христианские миссии будут опираться именно на монастыри, в том числе языческих народов, в тех регионах, которые пребывали во власти язычества.

Роль монастыря будет резко усилена в эти столетия. Это 2 этапа, 2 фазы реформы монастырской жизни и появление новых монастырей в XI-XIII вв.

1 этап охватывает XI-XII век. 2 этап XIII век.

XI-XII век появление монашеских конгрегаций, обустроенных по типу устава святого Бенедикта. В традициях бенедиктинского монашества лидер этого монастырского движения, пожалуй самый яркий, самый эмоциональный проповедник средневекового запада этих столетия святой Бернар из Февра. Он реорганизует и реформирует общину сестерцианцев, получивших в XII в. имя своего реформатора, а именно общину Бернардинов.

Город Сестерциум, нынешний Си______ во Франции.

Идея святого Бернара: монархия обязана жить общинной жизнью, сообща трудиться, сообща находиться под одной крышей. При этом сочетать аскезу с активной хозяйственной деятельностью. Поэтому не случайно именно община сестерцианцев или бернардинов станут главными рассадниками новых веяний в сфере аграрной культуры средневековой Европы, в сфере сельского хозяйства, вплоть до животноводства.

Прибалтика будет обязана Бернардинам, которые пришли вместе с рыцарями ордена, появлению огурчиков и помидорчиков, появлению первых уставов, которые регламентировали аграрные циклы. Это настоящие аграрные трактаты. Южная Европа, прежде всего альпийская Европа – появление новых пород собак. Порода сен-бернаров (Бетховен) специально выращивалась на альпийских перевалах, помогала паломникам и пилигримам, которые переправлялись через обледенелые альпийские кручи в северную Италию.

XIII век знает настоящую революцию в религиозном развитии. Это появление орденов, основанных на совершенно иных, новых принципах. Появилась принципиально новая направленность и новая структура деятельности. Это 2 ордена, учрежденные подвижниками церкви XIII века. Святой Доминик _________ и  святой Франциск Ассизский. Доминиканцы и францисканцы.