Понятие Средние века. Германский мир. Попытка консолидации германо-христианского мира, страница 19

Фредегар, один из главных хронистов истории Меровингской державы, передает любопытную легенду. Считается, что Меровинги ведут свое происхождение от чудного события, случившегося однажды на берегу Боденского озера, когда знатная княжна, прогуливаясь, стала жертвой нападения озерного чудовища. Это чудовище, изнасиловав франкскую княжну, тем самым положило начало франкскому королевскому дому. Прародителем Франкского королевского дома выступает представитель этих хтонических сил, сил которые мистическим образом являются родоначальниками всех добродетелей и всех достоинств Франкского королевского дома. Любопытно, что эта легенда вполне уживалась в христианские времена. Фредегар, монах, без зазрения совести передает эту легенду. Он совершенно уверен, что и христианское и языческое начало здесь могут вполне дополнять друг друга.

Связь с родовой, клановой харизмой, с родовыми отношениями очень четко фиксируется в порядках организации Франкского королевства.

Что такое управление Франкской державой? Меровинги относятся к своему королевству как к личной собственности. Это домашняя собственность монарха, собственность королевской семьи. Франкские монархи относятся к своему королевству как к личному имуществу, которое подлежит семейному разделу, его можно разделить, обменять, заложить. Это чисто семейный взгляд на государственную собственность. Прямое следствие: частые династические разделы и наличие удельного права.

Одновременно с этим, отношение к территории, которой правишь, как к продукту личной добродетели, личной славы. Это то, что принадлежит роду, и то, что нельзя отнять у рода. Это родовая, исключительно частная принадлежность и собственность, в языке франкских терминов, записанных на поросячьей латыни, чаще всего начинает ___ровать под термином аллод. Аллод – условная частная, родовая собственность прежде всего на владение землей. То, что досталось по праву личной воинской отваги, и то, что принадлежит только лишь потомкам первого достойного мужа. Поэтому Франкское королевство выглядит исключительно персонифицированным, связанное с Галлией. Франкское королевство – это род Меровингов, он неотторжим от Галлии, Галлия неотторжима от Меровингов.

Крайне архаичная система управления. Множество придворных должностей. В источниках фигурирует термин палатиум – королевский дворец. По большому счету это всего лишь личные слуги самого короля. Им он дает разовые, а потом систематические поручения. Эти люди с течением времени становятся важными лицами структуры административного управления. Административное управление – громко сказано, двор короля кочевой. Сезонные кочевья. Обычно осень любили проводить в северной Галлии, зиму – в южной Галлии. В течение года странствовали между несколькими десятками крупных резиденций.

Париж в те времена – большая деревня. В центре остров Сите с руинами римской цитадели времен Цезаря и первых римских императоров. Имеется королевский двор, палатиум регис, но это всего лишь каменная изба, окруженная валом и стенами.

Образ жизни франкских королей, по большому счету, сельский образ жизни. Этот сельский мир будет еще долго доминировать в структурах средневекового общества.

Чиновники на местах, так называемые графы, это германский термин, его не знает римская традиция. Граф – начальник общинного суда. Первоначально это судебные приставы, судебные чиновники. Они председательствуют на общинных судах и следят за исполнением королевских эдиктов. Реальная власть на местах принадлежит знати. Это магнаты, принцепсы.

Главная задача короля – установить персональный контакт между собой и лидерами этой региональной знати. Отсюда кочевой образ жизни, чтоб его не забыли.

Пока был жив Хлодвиг, пока были живы его энергичные наследники, пока был жив Дагоберт Великий, которые личной популярностью, харизмой, отвагой, могли сплотить вокруг себя общество, провинцию, все было нормально. Стоило только на престоле показаться слабой персоне, которые не воевали, которые коротали время в праздности, возникли проблемы. В итоге развал, кризис Франкского королевства и смена династии.

На низовом уровне это господство сельского хозяйства, господство аграрного сектора над городским. Этот мир вращался вокруг больших и малых аллодов, той частной земельной собственности, которая была в руках у местных магнатов, местных начальников, хозяев местной территории. Усадьбы иногда большие, иногда не очень, вбирала в себя абсолютно все функции общественной жизни. Это и религиозная сфера, рядом находится капелла, здесь можно справлять богослужения. Это хозяйственная сфера. Местный хозяин – аллодист, он прямо заинтересован в хороших доходах со своих аллодов, это мир большой семьи, той самой большой семьи, которой жило варварское общество и до этого и спустя столетия.

Салическая правда лучше всего показывает все эти структуры, все эти характерные элементы.

Лекция № 4 по истории Средних веков

от 15 сентября 2005 года

Европа окончания Великого переселения народов, Европа VI-VII веков это Европа, которая условно нами расслаивается на 3 больших пояса. Северный, Южный Средиземноморский и Центральный континентальный. Специфика этих поясов определяется социальным укладом жизни людей, варваров, которые проживали на этих территориях. Северо-

Скандинавский регион имел самый малый культурный обмен с античным югом, и он меньше всего был затронут этническими процессами и движениями, которые протекали в эпоху Великого переселения народов.

Южная Средиземноморская варварская Европа практически исчезнет к началу VIII века с одной стороны под ударами Византийского меча, с другой стороны под ударами мусульманских вторжений в связи с установлением молодого исламского общества в середине VIII века.