Понятие Средние века. Германский мир. Попытка консолидации германо-христианского мира, страница 33

При Оттоне будет совершен успех, лежащий в русле восточной политики короля Генриха. Оттон с успехом будет сражаться и с язычниками и со славянами на берегах Эльбы. Одновременно с этим он покончит с венгерским присутствием в центральной Европе.

951 год – решающий этап в борьбе западного христианского мира и новой кочевой угрозы – венграми. Весной 951 года коллектив венгерских вождей решился ворваться в южные немецкие земли, в Баварию. Попасть во внутреннюю Баварию очень сложно, потому что нужно просачиваться через отроги Баварских Альп.

В дельте Дуная исстари возвышался городок Аугсбург, это еще римское поселение. Венгры напали на Аугсбург. Там отчаянно защищается епископ Ульрих с несколькими сотнями своих верных слуг. На предложение сдаться он отказывается наотрез.

Оттон, за счет осады, выигрывает время для сбора войск. Кампания в раннее средневековье – это вещь очень своеобразная. Невозможно было сразу же подойти к осажденному городу, поскольку король должен был объехать все крупные владения своих вассалов, потребовать от них согласия участвовать в экспедиции, и дождаться, когда дружины этих вассалов соберутся и присоединяться к королевским войскам.

В начале августа Оттон появляется около Аугсбурга. Здесь на равнине в месте падения реки Лех в Дунай разыгрывается решающая драма. На рассвете 10 августа, в день святого Лаврентия венгры атаковали немецкие дружины, в основном это были баварцы, швабы и саксы. Немцы отражают удар, венгры обращаются в бегство, начинается преследование. Почти все венгерские полчища будут истреблены.

Это была победа на берегах Дуная и Леха, она будет иметь важные последствия, в том числе и для венгерского народа. После этого чудовищного разгрома Венгрия прекращает свои вылазки, они переходят к мирному образу жизни, занимаются разведением скота, оседают. Спустя полвека принимают крещение в правление святого Стефана. Венгры вливаются в общую семью европейских католических народов. В этом отношении значение Лехской битвы трудно переоценить.

Для Оттона это был звездный час, расцвет его воинской доблести, что позволяет ему попытаться объединить вокруг себя отдельные немецкие герцогства и отдельные немецкие владения.

Лекция № 6 по истории средних веков

от 11 октября 2005 года

…сыграло в судьбах Западной Европы примерно такое же значение как Куликовская битва в судьбах восточной Европы. Именно после Леха, с середины X века кочевые вторжения на запад прекращаются, именно после Леха Западная Европа смогла вздохнуть с облегчением. _______ская воля 955 год, это триумф не только германского оружия, это триумф всей христианской цивилизации.

Венгры после _______нской катастрофы оседают у себя в Паннонии, здесь они занимаются скотоводством и спустя 50 лет, в начале XI века принимают крещение в правление святого Стефана.

Для Германии и прежде всего для саксонского дома победа на берегах Леха  это не просто умножение военной харизмы и военной доблести предводителя, в данном случае короля Оттона, это и реальный шанс сплотить вокруг своего престола несколько десятков самых именитых и самых могущественных родов королевства.

Что сделает Оттон внутри своего королевства? Каковы были аспекты преемственности по отношению к отцу Генриху Птицелову?

Оттон также как и отец добывал славу на войне, и битва на Лехе свидетельствует об этом. Впрочем, борьба с азиатскими вторжениями не исчерпывает его направленности. Спустя несколько лет он обращается на север, и здесь на берегах Эльбы он пытается расширить христианскую зону контроля, пытается присоединить земли язычников к славянам.

Битва у местечка Реп(г)ница (?) в Бранденбурге дает немцам практически безраздельный контроль к востоку от Эльбы.

Вслед за уничтожением славянских языческих капищ, здесь возводятся кафедральные церкви и здесь, к востоку от Эльбы, немецкое христианское королевство получает в середине X века первый опорный пункт – городище, и позже кафедральный город, резиденция местных епископов Бранденбург.

Городок и крепость, построенная и возведенная на месте славянского поселения Бранибор, немцы переиначивают его на свой лад Бранденбург. Будет получена точка опоры для распространения христианской миссии еще дальше на восток в земли лужицких сербов и в земли висленских полян, предков нынешних поляков.

Второе детище Оттона это несомненно основание архиепископства Магдебург, также на берегах Эльбы.

За Магдебургом будет закреплено право выступать главным миссионерским центром для земель практически всей Восточной Европы. Чуть позже, спустя 50 лет, на территории Польши возникнут дочерние по отношению к Магдебургу епископства. Главным из них станет Гнезно (Гнёзно). Итак, Оттон расширяет не только пределы немецкого королевства, не только умножает собственную славу, он несомненно выступает защитником христианской церкви. Немецкий католический клир, немецкая церковь не просто окрепнет при Оттоне, но и будет фактически руководиться королем. Один очень важный момент будет использован Оттоном – до римского папы далеко и ждать каких-то правовых регламентаций из Рима очень хлопотно и долго. До короля – близко, поэтому немецкие епископы и немецкие аббаты стремятся получить духовный сан непосредственно из рук короля. Немецкий король выступает посредником между Римом и собственной церковью. Немецкий король принимает на себя функции главы церкви, он сам назначает на вакантные епископские должности, он сам фактически осуществляет рукоположение в сан, и сам формирует костяк немецкого духовенства. Это важнейший момент, который позволит не только саксонскому дому, но и наследникам, прежде всего салическим императорам, использовать церковь в качестве очень важного и существенного рычага контроля в германских землях. Почему? Вполне понятно. Церковь обладает универсальной структурой, и не важно где она находится: в Испании, Италии, Франции, Германии. Это структура общая, она интеррегиональная, интернациональная. Используя одну часть этой структуры, можно надеяться на признание в Риме, можно надеяться встать вровень с Римом.