Понятие Средние века. Германский мир. Попытка консолидации германо-христианского мира, страница 13

Повседневное ежечасное родство и желание продемонстрировать родство между элитой варварского общества, между племенной верхушкой, между свитой и дружиной с одной стороны и божественными силами с другой. Родство, которое на практике осуществляется прежде всего изобилием солярной (солнечной) символики на щитах, на шлемах и т.д. Эта символика украшала доспехи воинской свиты времен Каракаллы в Риме. Это воплощается в ритуалах, прежде всего в практике инициации. Молодому человеку наносят рану, ему вручают дротик, копье, он становится полноправным членом сообщества воинов. Опять-таки – мост в будущее – посвящение в рыцари. Это прежде всего вложение в руки меча или копья. Это то, что заимствовано, здесь прямая связь.

Желание уподобиться зверю. Если не война, то охота. Охота это символ доблести, победа над животным. Это символ не торжества над миром леса, а символ родства и личной доблести. Традиция охоты в Средние века по смыслу и идеологической нагрузке одно и то же, что и варварская традиция. Нас не должно смущать наличие черепов животных на головных уборах всех этих многочисленных франкских, арабских, литовских вождей в эпоху Великого переселения народов. Рога – на шлемах германских воинов. Это прежде всего знак того, что они срослись с потусторонним миром, и эта животная отвага поселилась в сердцах этих воинов. Персональная доблесть, личная отвага, и традиции боевого товарищества – это главные элементы, которые образуют костяк германской организации и всего варварского мира. Война – это не форма жизни, но это толчок к созданию всех этих институтов, в том числе и института вождя, института дружины, воинской свиты и института воинской доблести.

Лекция № 3 по истории Средних веков

от 13 сентября 2005 года

…Германский мир в той степени, в какой его удается реконструировать на основании источников, прежде всего на основе латинских авторов и латинских текстов, Тацит и Цезарь, плюс к этому данные археологии и некоторые крупные теоретические обобщения.

Концепция Шлезингера говорит о том, что в основе германского мира лежала вертикаль и горизонталь. Вертикаль – это принцип личной преданности, личных персональных связей между вождем и соплеменниками, между вождем и дружиной.

В основе горизонтали – родство, представление об этническом единстве, о единстве, которое щедро приправлено мистической оболочкой.

Германский мир функционирует почти в условиях непрерывных войн и вторжений, особенно это характеризует состояние кочевых племен. Очень медленно осваивали земледельческую культуру.

Война выступает главным локомотивом и главным катализатором всех важнейших общественных институтов. Война формирует дружину. В латинском эквиваленте это комитат, т.е. боевое товарищество вокруг вождя. Война формирует самих вождей. Вождей германцы выбирают на случай военных экспедиций. Сама процедура выборов… германский мир – это мир выборных должностей. Вождь – это военная персона, и она избирается. Избирается из достаточно узкого, изначально заданного круга знатных родов. Учтите специфическое понимание знатности в глазах германского мира. Знатность – это не материальный достаток, не наличие денежного эквивалента. Это прежде всего воинская доблесть. Воинская доблесть отражается в количестве трофеев, которые захвачены во время войны. То что латинские авторы именуют термином военная добыча. По ней судят о доблести, о харизматических возможностях вождя.

Мы запомним это, поскольку это непосредственным образом перекочует на средневековую почву.

Средневековая Европа, средневековые монархии, средневековое дворянство, знать, аристократия – это прежде всего дворянство и аристократия по военной доблести, в основе которой лежат традиции воинской доблести. Отсюда специфическое представление о благородстве и о добродетелях, которые присущи сильным мира сего, прежде всего аристократии в западно-европейской традиции.

Германский варварский мир – это мир больших семей, которая пребывает на определенной территории, на определенном пространстве. Эта большая семья включает в себя как правило несколько поколений родственников. Отметим эту особенность, поскольку античная цивилизация, прежде всего римская цивилизация в общем всегда и постоянно отдавала приоритеты малой семье. Римское право в первую очередь знает понятие муж и жена и дети. Бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники – все это не подлежащее каким-то конкретным правовым категориям, когда речь заходит о семье.

Большая семья формирует ядро – общину, формирует ядро племенной структуры, ядро самого рода. Это специфический окрас и характер у варварских поселений. Они тяготеют к локальности, они очень рассыпчаты, достаточно удалены друг от друга, ограничены замкнутым пространством. Оседлый варварский мир это множество отдельных поселений, очень слабо контактирующих друг с другом в процессе своей социальной жизни.

Основные черты германской варварской цивилизации в эпоху поздней античности. Начиная с III века, начинает все плотнее входить в контакты с собственно античной цивилизацией.

Возникает большой вопрос: какова степень этого взаимодействия? Здесь мы обнаруживаем самое главное. По всем основным чертам тот варварский германский мир, который осуществляет давление на рейнские и дунайские границы Рима, он был психологически схож с тем, что представляла из себя сама Римская империя. Империя по всем основным параметрам мы видим схожесть и античной и германской модели. Вожди были у варваров, но они были и у Рима. Последние римские императоры – это сплошь солдатские императоры, они провозглашаются легионами, они прежде всего генералы, старшие солдаты. Для них военный образ жизни гораздо ближе той золотой сказки о достоинствах оседлой земледельческой цивилизации. Мы видим тот же комитат, ту же воинскую свиту. И Максимин Фракиец, и Каракалла – это люди, окружавшие себя германскими телохранителями, они пополняли свои войска за счет варварского контингента. Это конница, которая торжествует над пехотой.