Понятие Средние века. Германский мир. Попытка консолидации германо-христианского мира, страница 40

Здесь очень важно провести водораздел: есть вера, и есть церковь, как земное создание, как институт.

В вопросах предпочтения Генрих отдает предпочтение именно вере. Церковь лично для него ассоциируется только лишь с дрязгами, бесчисленными раздорами, конфликтами, спорами за более выгодное епископство, аббатство.

Наступает 1064 год. Генрих опоясывает себя мечом согласно древнему саксонскому обычаю. Северная Германия – это сфера действия саксонского права, молодые люди считаются совершеннолетними по достижению 18 лет. Генрих приступает к самостоятельному правлению, и первые годы этого правления мало чем отличаются от царствования предшественников. Это, прежде всего бесчисленные хлопоты по умиротворению наследственных земель, прежде всего по умиротворению Саксонии, где Генриху приходится бороться с многочисленными кланами, многочисленными родами вечно мятежного дворянства.

Спустя несколько лет на апостольский престол всходит монах Гильдебрандт, он принимает на себя имя Григория VII. Это 1073 год. Гильдебрандт решается с первых же месяцев своего понтификата навести решительный порядок в рядах … Начиная с 1073 года отношения между папой и германским королем становятся все более напряженными.

В 1075 году Генриху пришлось подавить последний бунт своих саксонцев. Этот бунт сопровождался пролитием большой крови. Папа, некоторое время колебаясь между поддержкой и осуждением Генриха, в конечном счете решил его поддержать. Эта поддержка в 1075 году была обусловлена рядом оговорок. В этом году папа делает 2 вещи, которые по большому счету спровоцировали весь последующий конфликт.

Лето 1075 года. Папа в Риме составляет свою знаменитую Интифику, т.е. рассуждения о предмете и задачах апостольского престола, выражаясь современным языком. Это программа действий и некое формулирование задач римской курии и самого верховного пастыря. Этот текст перекочует во все учебники, в том числе и в наши советские под леденящим душу названием «Диктат папы». Калька с латыни. Негативный смысл, который вкладывают в этот текст историки, начиная с XIX века.

Диктат папы – это всего лишь рассуждения папы, лишенные какого-либо конкретного, причем мрачного контекста.

О чем рассуждает Григорий на немногих страничках этого послания? Он говорит о том, что святая церковь есть душа сущего мира. Лишь посредством святой церкви человек может обрести вечное блаженство и вечное спасение. Святая церковь выступает и надзорным оком всего того, что происходит в сущем мире. Прямое следствие из этого – светская власть всегда и во всем должна слушаться власть духовную, ибо всякая власть от Бога, а власть церкви непосредственно завещана Спасителем. Вспомним Матфеево Евангелие.

Отсюда не столько притязания, сколько констатация ситуации, которая заключается в том, что папа по большому счету сам волен распоряжаться любой монархической короной. Где бы ни был христианский государь, его регалии – собственность папы.

Эта Интифика была составлена без относительно того, что происходило в Германии, и вообще без относительно самого Генриха IV. О Генрихе вспомнили чуть позже. Вопрос, связанный с Генрихом, прямо вытекал из сложившейся в Германии конъюнктуры. Папе очень не нравилось, что свыше половины клириков и священников в Германии практически рукополагались в сан и назначались по прихоти царственных особ, по прихоти императора или короля. Папе не нравилось, что германские императоры на протяжении нескольких десятилетий фактически осуществляли патронаж и контроль над римской курией. Папе очень не нравилось, что все те грехи, которые бичевались 2 Латеранским собором 1059 года, это симония и николаизм, нашли себе гнездище прежде всего на территории Германского королевства.

Итогом становится знаменитый осенний меморандум 1075 года, адресованный непосредственно германскому королю, в котором Григорий как наместник Христов и как глава церкви требует от короля освободить от должностей и от духовных санов всех тех епископов, которые были назначены неканонично в предшествующие годы, и более того, выдать их для суда в Рим.

Характерно введение этого Меморандума: Мы, Григорий, наместник Христов, вещаем устами святого Петра. Это прямая ассоциации папской власти с небесной волей и с небесной силой.

Генриху нужно было отвечать. Он прекрасно понимает, что порядка 100 епископов, лидеров крупнейших аббатств в Германии, были обязаны своими должностями короне, и предавать их негоже.

Январь 1076 года. В Германии в Омсе собирается знаменитый синод, который войдет во все учебники истории как точка отсчета разрыва между королем и папой. Собрание нескольких десятков епископов и аббатов, за исключением горсти, которая не посмела ослушаться воли Рима. Генрих не просто оппонирует требованию папы, но и призывает самого Григория сойти добровольно с папского престола. Аргумент вполне монархический. Генрих апеллирует к своей прерогативе монарха как избранного божественной волей и укоряет Григория за то, что он был избран конклавом кардиналов, т.е. простых смертных, а не назначен самим Богом. «Мы, Генрих, божьей милостью, а не прихотью мятежной толпы, объявляем тебе Григорий: пошел вон!»

Сообщение между Германией и Римом работало достаточно ненадежно, и уже в феврале того же 1076 года королевские гонцы доставили ответ короля Генриха непосредственно в Рим. Григорий поступит очень правильно, психологически выверено и очень четко. Он бросит взгляд на текст этой депеши, немедленно созовет собрание высшего римского духовенства и объявит на него совершенно свободным доступ всем свободным гражданам Рима.

Перед Латеранским собором он зачитает текст этого послания. Когда станет ясен его смысл, камни полетят в  этих королевских гонцов, папа попросту заслонил их собой.

Григорий спас жизнь королевским посланцам, но при этом в ответе папы сомневаться не приходилось. В том же феврале 1076 года на Германию будет наложен интердикт, запрет богослужений, а сам король Генрих отлучался от церкви.

Выражаясь церковным языком на Германию и на королевский престол был наложен интердикт, что означает запрет.