Понятие Средние века. Германский мир. Попытка консолидации германо-христианского мира, страница 3

Вина просветителей в том, что с 1789 года во Франции практически не переставая потоком будет литься кровь вплоть до Реставрации, до 1815 года. И это, несомненно, «вклад» идеологии Просвещения.

Французская революция в исполнении адвоката Робеспьера и некоторых других деятелей дала ответ на вызов времени, ответ на то, что же хотят просветители, и что будет потом.

Вслед за Французской революцией покатится волна других либеральных революций в первой пол. XIX века. Итогом стало крушение старого монархического сословного строя. Впервые в Европе появятся республиканские формы правления, появится конституция, которая во многом упраздняла идеологию сословного общества, сословных перегородок между людьми. Но это, несомненно, вызовет колоссальный психологический шок.

В этом отношении любопытна фигура Наполеона. Наполеон не просто хотел завоевать Европу и весь мир, это все банальные высказывания. Наполеон – это не только вклад в военную технику и военное искусство. Наполеон – это главный могильщик тех традиций, которые были унаследованы в позднее средневековье. Наполеон попытался расшатать монархические структуры, монархические формы, унаследованные от средневековья.

Как часто бывает в истории, на смену одному режиму следует его противоположность. Все мы мечтаем видеть в будущем лучшее, прогресс. Если мерить этими категориями, то на смену прогрессу кровавой Французской революции последовал регресс. Марксистские историки очень любили называть откат в общественной идеологии термином «реакция».

В 1-й пол. XIX века как ответ на потрясения прошлого, это эпоха Романтизма, романтического направления в развитии европейской цивилизации, европейской культуры. Романтизм не исчерпывался только лишь исторической наукой. Это и музыка (Вагнер), традиция неоклассицизма в живописи, это новации в архитектурных формах, это некий откат в сторону лжеготики, появление чудо-костелов.

НО нам важно знать, что такое романтизм в истории? Это первая попытка реабилитировать этот средневековый век. Романтики это люди, которые первые попытались увидеть в прошлом позитивное, рациональное зерно. Кто были романтики от истории? Большинство из них консерваторы. Это сторонники монархической идеи, часто монархисты ультра-правого толка, несомненно ярые противники большой крови. Ярые противники идей революции. Это люди очень знающие, обладавшие прекрасной профессиональной исторической культурой, сочетавшие в себе изрядную долю художественного творчества. Романтизм в историографии и первого оправдания средневекового прошлого под пером этих романтиков был везде: в Германии, Франции, Англии.

Представитель французской исторической науки Жюль Мишле(?). В 1730-е годы он замышляет грандиозное творение – Историю Франции. Впервые тома были посвящены Средневековому периоду. 6 томов. В те времена историки находились на положении_________ , не было информационного потока.

Жюль Мишле объявил Средние века детством человечества, это созревание основных форм мысли, это генезис будущего. Это детство очень оптимистично.

Но историки романтики вольно обращались с фактами. Но впервые эти факты систематически осмысливались. Впервые в эпоху романтизма в 1-й пол. XIX века историки-романтики будут пытаться реабилитировать Средние века с опорой на факты. При этом трактовка с фактами очень вольная. Для Мишле факт – это импульс к неким собственным иллюзиям. Мишле передает эти факты в очень эмоциональном изложении. Он говорит о церкви без критики, как о самостоятельном институте. Говорит о институтах власти без того порицания, того поругания, которым сопровождался разговор об этих институтах, о королевских учреждениях. Впервые Мишле в этом пытается увидеть проблески некоего будущего. Впервые в европейской исторической мысли внимание будет адресовано маргинальным группам, это крестьяне, бедняки, студенты Сорбонны в средние века, в том числе феномен Жанны Дарк.

Итак, авторы впервые обратились к Средним векам, как к позитиву.

2-я пол. XIX века. Это начавшийся триумф либеральных идей, но идей очень специфических. Во 2-й пол. XIX века либеральная мысль запада упаковывается в идею сильной национальной государственности.

Европа впервые переживает бум идей единого великого национального государства. Раскрепощение личности может свершиться только лишь в структурах сильного национального объединенного государства. Так возник миф о национальной государственности как панацея от всех бед. Миф переживает свой ренессанс на рубеже XIX-XX веков. За этот миф пришлось очень дорого заплатить. При всем этом этот миф породил дополнительные иллюзии относительно средневековой истории.

Таким образом Средние века во 2-й пол. XIX века подошли как к эпохе становления будущих сильных государственных структур, будущих институтов власти, будущих сильных европейских монархий. В конце XIX века в средневековом прошлом стали видеть истоки сильной современной европейской государственности, будь то Французская республика, Британская империя, Германская гедеминовская империя. Это спровоцировало резко выраженный крен в освещении средневекового прошлого.

Пришлось впервые серьезно заняться архивами. Поэтому во 2-й пол. XIX века состоялось второе открытие средневекового века. Первое открытие – это романтики типа Мишле, второе открытие – это 2-я пол. XIX века и публикация архивных материалов. В европейской исторической науке в середине XIX века приступают к серьезной работе с источниками и прежде всего, публикация архивных материалов.

Возникло множество исторических сообществ. 2-я пол. XIX века – «открытие» прошлого отдельных европейских регионов, достаточно глухих для старой науки уголков Европы. Научные центры: это Франция, Париж, школа Хартий. Изучаются источники.