Понятие Средние века. Германский мир. Попытка консолидации германо-христианского мира, страница 59

Иннокентий 3 пойдет еще дальше. При нем папство достигнет своего зенита. Он инициирует в своем эпистолярном наследии, в своих проповедях прямую параллель между папой и Христом. Евангельский образ Христа очень часто будет располагаться в параллелях с образом папы. Отсюда берут свое начало многочисленные метафоры христианской публицистики. Луна-Солнце, тело-душа и т.д. Это классические оппозиции, которые позволяют верующему лучше представить статус папы, статус церкви. Подобно тому как луна не светит своим собственным светом, а светит отраженным светом, подобно этому всякая светская власть лишь купается в лучах славы церковной, и оправдывает себя службой церковным властям. Оппозиция, метафора луна-солнце с XIII века перекочует в позднейшие христианские богословские трактаты, вплоть до нового времени. Ею воспользуется в том числе и Никон во время противостояния с царем Алексеем в середине XVII века.

Усложняется церемониал, атрибутика, знаковость апостольской власти.

….Что это значит? Что в окончательном варианте предстает и шлифуется процедура выборов папы, а также так называемых служебных выходов.

Понтификат Александра III (2-я пол. XII века) и Иннокентия 3 (стык XII-XIII веков) с правовой точки зрения окончательно обосновываются и разрабатываются нюансы папских выборов.

Главные элементы атрибутики: появление особого головного убора, так называемых 3-х корон, тиара. Впервые появятся в 1305 году при выборах Климента 5, француза на апостольском престоле. 3 венца, увенчанные митрой епископа города Рима. В христианской католической публицистике появление этой тиары трактовалось по разному. Это 3 функции церкви: церковь торжествующая, утверждающая, кающаяся, принимающая верующих в свою общину.

Вместе с тем, для верующих появление этих трех корон наглядно подчеркивало абсолютное старшинство папы над всеми светскими государями.

Эта же идея прослеживалась и в церемониальной атрибутике. Во время обряда интронизации с XIII века римский папа восседает на двух престолах, на двух сдвинутых стульях, которые символизируют 2 власти: власть мирскую и власть небесную.

Кроме того, во время интровизационной мессы или обедни в базилике все чаще звучат хоралы на мотив «Тебя …»  по явной аналогии: Христос на небе автократор, папа на земле автократор. Римский папа это ипостась Бога на земле.

Миропомазание светских государей. В католической Европе, прежде всего по отношению к германо-римским императорам процедура меняется. Если в X в. римские понтифики благословляли императоров и налагали на них елеем крест на лоб в знак того, что он император есть глава светского общества и первый защитник папы. То теперь с XII-XIII веков процедура меняется. Крестный знак накладывается либо на междуплечье, либо на правую десницу. Это указание на то, что император, как старший среди монархов Европы, обязан защищать интересы прежде всего церкви.

Характеристики самих римских понтификов

XI век. Это Григорий VII, знаменитый противник Генриха IV. Знаменитый спор за инвеституру.

2-я пол. XII века. Александр III, противник Фридриха Барбароссы.

Иннокентий III (1196 – 1216). С ним связан зенит могущества римских пап в средневековой Европе.

Это папа практик. Он не только защищал авторитет святого Петра и авторитет католической церкви, сколько на практике доказывал идею старшинства папы, своего старшинства. В годы его понтификата будут смещены с престола 3 государя: 2 немецких и 1 английский.

Отлучение от церкви Фридриха Швабского, немецкого короля, 1204 год.

Отлучение Оттона IV, другого немецкого государя, 1214 год.

Иоанн I Безземельный, отлучение в 1215 год.

Это папа – делатель королей. В его уста влагают обычно фразу: я тебя породил, я тебя и убью. Я тебя сделал монархом, я тебя сделаю никем. Он действительно сделал Оттона немецкого монархом, а потом сделал его никем.

Более того, апостольский престол совершенно прямолинейно, реализуя свою концепцию, заявляет о том, что фактически все владения светских государей в конечной инстанции есть имущество церкви. Это имущество в случае каких-либо трения между папой и монархом может оказаться под непосредственным управлением апостольского престола.

Пример Англия. В 1214 году король Иоанн не только будет отлучен от церкви, но и Англия будет объявлена осиротевшей и отойдет в качества лена, церковного имущества апостольскому престолу.

2-я пол. XII века. Григорий IX, Иннокентий IV.

Административные структуры.

Что такое апостольский престол в эпоху зенита? в XIII веке. Это прежде всего папский двор, который кристаллизуется в главных своих учреждениях. Именно папский двор сделается образчиком для последующих светских дворов средневекового Запада. Это четкая регламентация церемониала. Это четкая правовая база, подведенная под функционирование административных учреждений.

Двор папы выполняет 3 главные задачи:

1) он главный образ манифестации царской власти, он подчеркивает значение папской власти, он представляет папу.

2) хозяйственная функция двора, двор кормит папу.

3) административно-правительственная функция. Двор как средоточие важнейших правительственных учреждений.

Среди административных инстанций отметим формирование коллегии кардиналов в XII-XIII вв. Кардиналами еще в поздней античности именовали священников, которые рукополагались в сан непосредственно папой и получали под свой контроль отдельные приходские церкви Рима. С VI века по традиции за каждым кардиналом римской курии закреплен в качестве синекурной должности отдельный приход города Рима.

С XI века кардиналы – главы церковных провинций Европы и главные выборщики папы.

Выделение финансового и судебного ведомства в структурах римской курии в XII-XIII вв. В этом отношении организация римско-католической церкви будет выступать образцовой с точки зрения административного развития средневекового Запада. Почему? Потому что главной основой этого развития была своеобразная рецепция римского права. Католическая церковь пользовалась правовыми нормативами, унаследованными от Римской империи. Католическая церковь была важным проводником римской правовой мысли в средневековой Европе. Именно через церковную организацию средневековое общество знакомилось с нормативами римского права.