Понятие Средние века. Германский мир. Попытка консолидации германо-христианского мира, страница 22

785 год – согласно легенде. Видукинт принимает крещение. Знаменитое свидание в Аттиньи (северная Франция) со своей свитой. Видукинт со своей свитой прибывает к Карлу, принимает крещение. И Карл, как гласит легенда, растроганный неожиданной кротостью своего врага, дарует ему титул герцога саксонского. Один из первых исторических известных случаев дарования герцогского титула во франкскую эпоху.

785 год – с этого момента Видукинт уходит со страниц латинских хроник. После этого его земная, историческая жизнь заканчивается. Начинается жизнь в сказаниях и генеалогических спекуляциях немецких князей, немецких монархов, которые так или иначе стремились связать свое родословие с этим героем саксонского сопротивления. В любом случае – это важная дата в процессе освоения саксонских земель.

В 804 году Карл в Падбонском (?) капитулярии … Саксонскую войну. Падбонт (?), епископство или аббатство в Гессене. Языческие капища были истреблены. Хотя о воцерковлении саксонских племен в полном смысле слова говорить еще рано.

Этот год фактически маркирует последние крупные продвижения Карла на внешней границе. Отныне границы империи замыкались на севере горловины ______нского полуострова, здесь они соседствовали с границами Датских княжеств. Следуют по Эльбе, покрытой лесами с обеих берегов. Далее спускались на юг, обнимали северную Италию, доходили до окрестностей Рима. На западе включали не только Пиренейские горы, но и владения за отрогами Пиренейского хребта, Испанскую маркру.

Представим эту карту, мы легко представим общее значение этих завоеваний. Королевство Карла, будучи христианским, фактически включило в себя большую часть этносов и народов Западной Европы. Это значит, что этнический мир запада, смыкаясь с христианской конфессией в ее латинской оболочке воплотился в границах королевства Карла.

800 год станет вдвойне памятным не только для франков, для Карла, но и для последующего поколения европейцев. В декабре 800 года в Рождество римский папа Лев III в благодарность за важные заслуги Карла на ниве защиты христианской церкви даровал ему в базилике святого Петра в Риме имперские регалии, в том числе диадему римских императоров.

800 год – восстановление Римской христианской империи. Карл перестает быть просто королем франков, он становится императором Римской империи, принимает на себя титул императора Августа. Процедура коронации до сих пор реконструируется очень плохо по источникам, там много неясностей. Легенда гласит о том, что Карл якобы сам возложил на себя диадему римских императоров, хотя сама диадема была передана из рук папы Льва III.

Что это значит? Это значит, что Римская империя вновь будет восстановлена. Но по многим своим компонентам это будет уже другая империя. Это иная империя с географической точки зрения. Если прежняя империя имела фокус в Средиземноморье, то теперь это прежде всего дуализм двух главных территориальных массивов, это Италия и Северная Африка. Но при всем том важно отметить, что имперская идея не только воскресла, но и дала жизнь последующей непрерывной концепции Римской христианской империи, которая красной нитью пройдет вплоть до конца Средневековья.

Важно отметить прежде всего специфику общественного интеллектуального восприятия современниками, прежде всего образованной элиты, самого имперского фактора. В глазах верующих христиан, образованного круга верующих при дворе Карла Империя по большому счету вообще не прекращала своего существования. То, что мы называем в качестве даты 476 год – катастрофа западной половины Римской империи, по большому счету все это пройдет бесследно для европейского сознания. Важно то, что существовали имперские регалии. Важно то, что была Восточная Римская империя, и то, что сама имперская идея не могла угаснуть, ибо в Библии сказано, в пророчествах Даниила о 4-х монархиях, которые последовательно сменяли друг друга. Последняя, 4-я монархия, т.е. Римская монархия, которая будет в год Апокалипсиса и станет мостом в небесное царство. Поэтому имперская идея, как таковая, не угасала даже в «темные века», даже в VI-VII столетия, тем более, что все-таки была Византия, была Восточная половинка этой имперской идеи, этой имперской доктрины. Значение коронации Карла в том, что он не только в смысле идеи возобновил эту доктрину, он ее представил в виде конкретной материальной оболочки.

Итак, еще раз. 800 год. Мир христианской церкви впервые полностью совпадает с границами одной монархии, монархии под названием Римская империя, ядро которой Франкское королевство. Не случайно, что именно поэтому европейские историки до сих пор считают ______ Карла, а самого Карла одним из проводников и инициаторов идеи европейской интеграции – создателем Европы, или праотца Европы. Более того, очень часто, если вы будете читать английские, французские, немецкие учебники средневековой истории, вы сможете встретить специфическое наименование: 800 год – создание империи Европа, или создание королевства Европа.

Национальный фактор не играет большой роли, вообще не играет никакой роли. Гораздо большее значение имеет фактор религиозный и фактор границ. Христианская вера впервые объединила большую часть до той поры некрещеных этнических групп и народов Западной Европы. Впервые это название высказал английский историк ___________ в 1935 году в своем исследовании «Создание Европы», где он впервые пытается представить империю Карла неким первым опытом европейской интеграции, объединением европейских народов в лоне единой державы. Не случайно именно поэтому даже сегодня вы можете, читая европейскую прессу, видеть Шенгеновскую систему, как некую отдаленную параллель с империей Карла. Это опыт нынешнего сближения Германской Федерации с Францией, как отголосок создания старой империи Карла Великого, на сей раз направленный против Америки.

Вот таков был Карл и таков был вклад Карла в созидание этой единой христианской цивилизации, в создание имперской доктрины, и создание некого единого социально-политического и религиозного целого под названием христианский запад.