Понятие Средние века. Германский мир. Попытка консолидации германо-христианского мира, страница 24

Его двор. Та же толпа сопровождающих его лиц, это личные слуги, из которых позже формируется состав надворного административного управления. Это постоянные разъезды. Множество резиденций. Самая любимая резиденция Карла – городок Аахен. Здесь в Аахене Карл увлекаясь идеей религиозного подвижничества, вздумал соорудить храм гроба Господня по образцу Иерусалимской базилики. Так возникнет знаменитая восьмиугольная часовня Карла, сохранившаяся до сих пор в Аахене, которая должна была стать зеркальным отражением величия имперской идеи. Это, несомненно, христианский поступок. Аахен – всего лишь одна из многих, пусть даже и любимая, резиденция Карла во время его частых сезонных поездок. Еще резиденция в Арденнах…

Структура управления крайне примитивна. Она по-прежнему сочетает в себе старые германские …. . Восточные земли, прежде всего территория Саксонии, южная Германия, поделена на отдельные большие округа, так называемые гау_____ . Во главе них графы, которым подчиняются все местные институты, все местные учреждения. Сделано это не случайно Восточная полвина Франкской державы – это вновь присоединенные германские земли, источник смуты, постоянной нестабильности. Германцы, саксы только что приобщены к кресту, поэтому там все частые восстания. Да и вообще восточно-германская знать постоянно чувствует себя дистанцированной от франкской монархической идеи. Степень автономии развита гораздо в большей степени, нежели на западе. Здесь на востоке поэтому требует более твердое руководство, единоначалие, вот эти бургграфы, или гауграфы (?), управляющие отдельными провинциями. Они здесь на востоке представлены прежде всего в качестве воинских чиновников.

Иное дело на западе. На западе чаще всего просто графы. Эти графы всего лишь судебные приставы, судебные исполнители.

Церковь. Это третья ипостась и Карла и его империи, наряду с германским началом и наряду с этим внешним римским античным наследием .

ЦЕРКОВЬ

Попытаемся разобраться с христианской церковью, исходя из нескольких направлений.

1. Формирование структур христианской церкви.

а) Доктрина

б) Правовая легитимация или правовое оправдание.

в) Собственно структура.

2. Миссионерская деятельность церкви в эпоху Карла, в Каролингскую эпоху.

Итак, западная латинская церковь. Прародина – Ближний Восток. С Ближнего Востока христианская община распространяется в западное Средиземноморье. Здесь фактически уже на рубеже 1-II веков по Р.Х. складываются базовые структуры, базовые ячейки латинской христианской церкви. В плане доктрины несомненно важнейшим созидателем христианского вероучения становится апостол Павел. Поэтому его поучения, его трактация Господа, которая во многом представлена в Новом Завете, является главным руководством к действию. Проблема в другом: единая христианская конфессия довольно быстро оказалась расколота. В начале IV века этот раскол состоялся и получил наименование Арианский раскол. В начале IV века _________ оспорил ряд основополагающих трактатов христианского вероисповедания, в частности он усомнился в истинности догмата о Святой Троице, о единосущности Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа, объявив, что творение всегда ниже по своему качеству, по своей Божественной ипостаси, чем Творец. Поэтому поклоняться следует не Иисусу – сыну Божьему, а самому Богу-Творцу. Он нарушил триединство христианской догмы.

Он нашел много сторонников, прежде всего на востоке, в Египте. Разгорелись жаркие споры. На Никейском соборе в 324 году, на Соборе, на котором лично присутствовал святой Константин, арианству был дан отпор. Учение Ариев было объявлено еретическим, подлежащим преследованию. Однако, арианство не сдалось, продолжало набирать мощь и предстало в своей специфической конфигурации. Во внутренних областях империи ариане были подвергнуты преследованию. Поэтому вынуждены были спасаться в основном на периферии, поэтому география арианства весьма любопытна, она соответствует периметру границ Римской империи. Много ариан появилось среди легионеров на дунайских и рейнских берегах, на Ближнем Востоке, в Северной Галлии. Поэтому основная масса германских племен, вторгаясь на территорию Римской империи, проходила словно сквозь фильтры этой арианской конфессии, и знакомилась с христианством прежде всего на границах в лице арианской доктрины. Это объясняет, почему большая часть германских вождей, укрепившихся на завоеванных землях Римской империи, исповедовала именно арианство, а не ортодоксальное христианство. Арианами были вест-готы, лишь в VI в., в правление легендарного Рагалета, который крестился в латинскую конфессию, он отринул арианскую ересь. Арианами были ост-готы. Арианом был Теодорих. Его мавзолей, баптистерий остались в северной Италии. Поэтому византийцы, сражаясь с ост-готами, видели перед собой еретиков.

Человек не сведущий, разбирая тексты арианского богослужения, практически не найдет никаких серьезных различий от богослужения ортодоксального раннего христианства, очень небольшая разница в молитвах и в божественной литургии, точнее в тех элементах… Ныне практически не существуют арианские общины. Раскол оказался очень опасен, тем более, что по мере ослабления имперского центра, становилось мало оснований у истинно верующих христиан опереться на какую-нибудь конкретную монархическую силу, способную дать отпор этим арианским заблуждениям.

Поэтому когда Хлодвиг, король франков в 496 году крестился в латинскую христианскую конфессию, эта дата несомненно стала важной триумфальной датой на пути созидания западной христианской церкви. Это обстоятельство окутано дымкой легенд. Один из подробных авторов Григорий Римский описал это почти спусти 100 лет после событий. Легенда гласит о том, что Святой дух, пролетая над Хлодвигом , был помазан на царство первый франкский король Хлодвиг. Обряд помазания совершил святой Ремилиен, епископ Реймса.

9 лет назад, в 1996 году, Франция торжественно отметила, в канун 1000-летия принятия христианства…