Понятие Средние века. Германский мир. Попытка консолидации германо-христианского мира, страница 66

Рисуем схему. Обозначим 2 столбца общей рубрикой: Структура рыцарского достоинства. Достоинства в идеально-типичной модели. Слагалось из 2-х качеств.

1 – неподвижная ипостась, то, что изменить никак нельзя, дано изначально. Это благородство. Генерозус – родовитость.

Основные слагаемые благородства: это представление о том, что рыцарству и дворянству характерно унаследованное представление благородстве, т.е. благородство передается по праву крови и праву родства. Это то, что не дано другим и то, что выделяет рыцаря и дворянина в особую, замкнутую биологическую касту. Это самопредставление о себе как о лице, который получил благородство по наследству, будет развиваться медленно и постепенно, пока в XVII-XVIII вв. не получит своего апофеоза.

Это значит, что не важно какой статус и какой пост занимает человек. Важно то, что у него есть исходная и выделяющая его из массы других людей посылка, в нем таится крупица избранности.

Эти представления очень хорошо будут отражены уже в IX-X вв. Представления о благородстве, как о наследственной добродетели, хорошо отражены в ранних королевских хрониках.

Епископ Таган в IX в., полемизируя с одним из своих коллег по духовному сословию, который был родом из простых крестьян, заявляет ему, что император-король (Людовик Благочестивый) может тебя сделать свободным, избавить от повинности, но он не в силах сделать тебя благородным. Это представление пройдет сквозь сословную культуру запада вплоть до XIX века. И будет ярким показателем самосознания дворянства и рыцарства именно как замкнутого сословия, замкнутой касты.

Теперь вам должно быть понятно, почему в XIX в. традиционное дворянство, дворянство по наследству, так третировало персональных дворян, тех дворян, которые выслуживали свой дворянский диплом, герб за счет каких-то услуг, оказанных на государственной службе. Их можно понять. Потому что полный нонсенс, когда человек, в роду у которого не было благородных, благодати и избранности, вдруг внезапно обретает эту благодать и избранность. Это психологически невозможно понять.

Поэтому в представлении традиционной знати персональный дворянин – это выскочка, акт насмешки над традиционными сословными …

За представлением о биологическом благородстве следует 2-й пункт.

Самосознание дворянина, рыцаря, как самосознание родовое и как самосознание владельца определенной территории и прав. Это значит, что знатный человек обязан доказать свою легитимность наличием благородных предков. Поэтому, начиная с раннего средневековья мы наблюдаем любопытный феномен, хорошо отражающий сословную культуру запада. Это появление генеалогии. Эти генеалогии представлены в 2-х видах. Родословная человека.

Генеалогия восходящая, линейная. Она призвана отыскать наиболее древнего предка, старшего в роду.

Генеалогия горизонтальная. Доказательство породнения данной семьи и предков данного человек с другими не менее знатными семьями и людьми.

Первая известная нам генеалогия – это генеалогия, возникшая около 800 года, генеалогия дома Каролингов. Говорится о том, что император Карл Великий происходит из рода знатных духовных сановников эпохи Меровингов, один из которых состоял в тесном родстве с принцессой Меровингского дома. Это первый, очень примитивный способ доказательства законности своей власти.

Начиная с X века мы наблюдаем нарастающую тенденцию. Излюбленные отправные персонажи, точки опоры. Это Карл Великий. От него легендарно происходили все ведущие монархические дома Запада.

Античные герои, представители римской сенаторской аристократии. Саксонский дом Вельфов ведет свое происхождение от Катилины.

Здесь тоже наблюдается определенный апофеоз, который заключался в том, что примерно с позднего средневековья, с XV-XVI веков в моде было искать предков среди Троянских героев. Ахейцы, которые сражались с троянцами, дали начало целому созвездию крупных именитых родов западной Европы.

Самая авторитетная группа – персонажи Ветхого Завета. Бургундские герцоги, не стесняясь, выводили свой род от Яфета. Саксонские и баварские герцоги тоже. Якобы первое пристанище этого героя было на берегах Дуная.

Чем древнее, тем лучше, тем больше прав у тебя.

Горизонтальное родство. Важно не только доказать древность, важно доказать и то, что твой род состоял в узах родства с не менее знатными кланами, семьями. Саксонский княжеский дом Веттинов он породнен с ______нским герцогским домом, с английским королевским домом, с французским королевским домом и т.д.

Это горизонтальное родство указывает не только на притязания носителей, но оно хорошо указывает на развитое родовое сознание, характерное для средневекового общества.

Качество генеалогии очень хорошо указывало прежде всего на родовое сознание, свойственное средневековому обществу.

Яркий пример это генеалогия, которая будет написана в конце XII века при дворе саксонского герцога Генриха Льва Вельфа. Она предваряла текст Нового Завета. Это произведение именуется Евангелярий Генриха Льва Вельфа.

Представление о родовитости, знатности, древности предков, о горизонтальном и вертикальном родстве, вместе с тем наглядно воплощало мистическое представление о единстве рода. Это выражалось в обязательных молитвах о благополучии умерших. Традиция передачи одних и тех же имен через поколения. В трансляции имени заключается большой смысл, понятный человеку сословного общества. Ребенка называют именем прославленного деда, прадеда, вы даете понять, что над вашим ребенком есть мистический покров добродетели, который унаследован от предков.

Самое яркое воплощение этих генеалогических спекуляций – появление наследственных усыпальниц, первые из которых будут датированы XII веком. Они переживут самое настоящее возрождение в позднее средневековье. 2 классические усыпальницы. Это Новая королевская усыпальница в Сен-Дени под Парижем, где в одной крипте собрано и потомство и предки святого Людовика, самого популярного франц. монарха.