Понятие Средние века. Германский мир. Попытка консолидации германо-христианского мира, страница 35

Здесь мы прежде всего должны донести то тревожное обстоятельство, которое наметилось уже при ближайших преемниках Оттона, а именно рассасывание сил. Теперь у Оттона и его наследников не было возможности целиком и полностью сосредотачиваться на германских проблемах, они вынуждены были распылять свои силы в борьбе за Италию, пытались постоянно поддерживать свое коронное присутствие в северной Италии, в Ломбардии и Папской области. Это плохо. Чем чаще отсутствуешь в Германии, тем больше шансов, что тебя забудут. Тем больше шансов, что среди десятков крупных владетельных родов в Германии появится один, который сам выдвинет свою кандидатуру и объявит себя харизматичным лидером, вокруг которого соберутся фаланги родственников.

Не случайно, что немецкие историки XIX века именно в этом будут упрекать Оттона, салийцев, Штауфанов – в отсутствии целостности внешнеполитического курса. Вместо того, чтобы заняться Германией, они предпочли проливать кровь за Италию.

Последствие № 2. Термин Империя и факт восстановления Империи не меняло сути. Немецкий король, он же император Священной Римской империи, мог сплачивать вокруг себя вассалов, подданных, используя традиционные механизмы. Это война, военная победа и династические альянсы. Прежде всего внутриклановые династические альянсы, способные создать мощные ряды союзников.

________ предстояла сплошная борьба как в Германии, так и в Италии. Свое имперское я, свой королевский статус предстояло все время доказывать в бесчисленных смутах, бесчисленных междоусобицах как в землях Германии, так и в землях Ломбардии, Савойи, Италии, в тех землях, которые по ленному праву относились к имперской колонии.

Последствие № 3 – роковое. Немецкие короли, красуясь в имперском облачении, давали понять своим подданным, своему окружению, что они одновременно и главы немецкого клира, немецкого духовенства. Все это так. И пока был жив Оттон, авторитет Оттона, авторитет ближайших преемников, все это действительно было так. Но церковь обладает универсальными структурами, следовательно центр церковной власти покоился не в Германии, и даже не в империи, а в Риме.

Немецкие короли могли распоряжаться собственной церковью, собственным церковным имуществом до тех пор, пока слаб был Рим, слабы были римские папы. Как только начнется новое пробуждение религиозной жизни в Риме, как только папы почувствуют себя в силах восстановить прежний авторитет и потеснить авторитет императора, немецкий клир рисковал быть выбит из рук германского императора в качестве инструмента власти.

X век. Римская курия испытывает много проблем. Главная проблема это постоянные столкновения среди римской знати, среди римского дворянства, отдельные кланы которого боролись за обладание апостольским престолом. В течение X века порядка 30 понтификов, все они ставленники местных римских дворянских родов. В таких условиях авторитет папы может считаться в известной степени подорванным. Тем более, что до Германии далеко, а контролировать немецкий клир далеко за Альпами очень сложно. Поэтому вакуум авторитета папской власти восполняется авторитетом власти императора – немецкого короля. Он контролирует церковь в Германии, он фактически использует негласно право рукоположения в сан, и раздачи вакантных должностей у себя в Германии епископам, аббатам. Все это будет продолжаться до тех пор, пока папы слабы. Иными словами, императоры связались с той структурой, которая была по большому счету бессмертна, это базовая структура западной цивилизации, это универсальная латинская церковь.

Как только папы сумеют преодолеть этот упадок, эту черную полосу в своей истории, в XI в. наступит реванш апостольского авторитета и папской власти.

Иными словами, то, что пытались создать Оттоны и их наследники, это своеобразный симбиоз церковного и светского авторитета, то, что некоторые историки обозначают термином цезаре-папизм. Это тогда, когда руководство христианским обществом де-факто принадлежит фактически одному лицу, императору Священной Римской империи, этот император – полновластный властитель с точки зрения своего светского статуса. Но одновременно с этим он первый защитник церкви. И на правах первого защитника церкви он имеет право распоряжаться судьбами самой церкви от имени римского папы.

Такой своеобразный синтез обнаруживается в Европе, в западной цивилизации в X веке.

А в чем непосредственно выражалось главенство императора по отношению к церкви? В том, что он узурпировал права духовной инвеституры. Была инвеститура духовная и инвеститура светская. Императоры, начиная с Оттона, довольно лихо пользовались этими прерогативами, и ничуть не стесняясь мнения и голоса апостольского престола, рукополагают и даруют символы власти епископам и аббатам, тем самым образуя вокруг себя сплоченные ряды верных союзников.

По смерти Оттона два его ближайших преемника Оттон II и Оттон III в 980-90-е годы X века будут тратить все свои силы и все запасы, накопленные отцом, в борьбе за Италию. Потому что собственных ставленников на апостольском престоле нужно было постоянно подкармливать. Оттоны были обречены пребывать в Италии. Катастрофа Оттона III, погибшего во время очередного сарацинского вторжения на Сицилию, очень хорошо обозначила большую проблему. Что важнее: Италия или Германия? Эта кровавая дилемма наметилась на стыке X-XI веков.

Что касается самой Германии, здесь мы видим 2 главных инструмента в руках у короля, а теперь уже и императора. Желая обуздать своевольную аристократию, немецкую племенную знать, Оттон использует силы и авторитет церкви. От имени церкви он подавляет мятежи герцогов, прежде всего южно немецких, баварских и швабских, постоянно враждебно настроенных по отношению к короне. Символ этой дружбы немецкой церкви и империи – фигура младшего брата Оттона, архиепископа _________ Бруно. Он был фактически глава его администрации.