Понятие Средние века. Германский мир. Попытка консолидации германо-христианского мира, страница 61

Доминик уроженец северной Испании. 1170 – 1221. Выходец из мелкопоместной испанской дворянской семьи, арагонской семьи. В конце XII века примет участие в искоренении еретического движения в южной Франции, движения катаров.

В начале XIII века он становится послушником у епископа города _______ . В 1206 году вместе с ним Доминик начинает миссионерскую деятельность в южной Франции. Это территории Л__________ . Южная Франция в те годы была покрыта очагами ереси. В основном ересь катаров, отрицавшая церковную иерархию, отрицавшая основополагающие церковные таинства, проповедовавшая идею апостольской верности.

Доминик проповедует. В 1210 году получает доступ к римскому папе, где вместе со своими соратниками добивается статуса орденской организации. С небольшими коррективами этот новый орден будет официально учрежден в 1220 году.

Главная цель Доминика – не просто искоренение ереси, но идеал бедности, который должен обезоружить еретиков и лишить их главного аргумента в борьбе против церкви.

Святой Франциск, скончается в 1223 году. Орденский устав будет принят в 1222 г. Францсик это его церковное имя. Настоящее имя Джованни Бернардони. Выходец из купеческой семьи. Уроженец городка Ассизи в северной Италии. Францсик также как и Доминик испытает превратности судьбы. … получит ранение. Чтение Матфеева Евангелия откроет ему глаза на путь христианской веры. С этого момента около 1210 года начнется проповедь аскезы, сильно напоминающая проповедь Доминика.

Церковь первоначально в высшей степени подозрительно относилась к конгрегации Франциска. Когда папа впервые увидел этого обросшего бородой и облаченного во власяницу монаха, хотел его выгнать. Вмешались влиятельные заступники. Кардинал _________ увидел в деятельности Франциска важный инструмент в борьбе с ересью. В итоге Франциск будет принят. В 1222 году – организация ордена Францисканцев.

Доминик и Франциск будут причислены к лику блаженных уже в конце 1220-х годов, а вскорости причислены к лику святых.

Орден Доминиканцев. Иногда в популярной литературе можно встретить трактовку: что монахи именовали себя псами господними. Это неверная трактовка, она дана протестантами уже в XVI-XVII вв. Доминиканцы названы так по имени святого Доминика.

В чем принципиальное новшество в организации новых монашеских орденов, учрежденных в начале XIII века?

а) Доминиканцы и Францисканцы это прежде всего городские проповедники. Это монастырские общины, размещенные в городах. Число городов растет. Именно городское население, по социальному составу очень разношерстное, часто становится источником ереси.

б) Вся предшествующая монашеская традиция, восходящая к блаженному Августину, святому Бенедикту и т.д. требует строгой локации общины и строгой привязанности того или иного послушника к определенному монастырю. Он член конкретного монашеского братства. Теперь все иначе. У доминиканцев и францисканцев нет монастырей. А что у них есть? У них есть общая причастность к ордену. Жили они не в монастырях, а в конвентах, которые располагаются в городах. Это место трапезы и ночлега, но не место хозяйственной деятельности и жизни. Это не монастырь. Это община, которая собирается по мере надобности.

В отличие от прежней традиции, Доминиканцы и Францисканцы не просто принимают послушание, традиционный монашеский обет, но они не владеют никаким имуществом, они дают обет бедности. Живут лишь подаянием. Проповедь – их главная задача и цель. Проповедь позволяет прояснить умы христиан, не совсем понимающих основы веры. Проповедь позволяет очистить христианские души от налета ереси. Это значит, что у них нет имущества. Они нищенствующие ордена.

Есть церковь, есть дворик, делится на 3 части. Одна часть, где собирается административная элита монастыря. Префекториум, где монахи принимают пищу. Есть отдельные кельи. Внутри двор.

У доминиканцев не монастырь, а конвент. Он разделен на 2 части. Во главе конвентов стоят приоры. _________ образуют провинции во главе с провинциальным приором. Во главе ордена становится генерал, генеральный приор ордена.

Проповедь – главное средство борьбы с ересью, следовательно нужны знания.

Особенность доминиканской и францисканской организации – они курируют европейские университеты и городские гимназии.

Оплот доминиканской традиции – парижская Сорбонна.

Оплот Францисканской традиции – Оксфорд.

Лекция № 10 по истории средних веков

от 8 ноября 2005 года

… остановились на 3-х аспектах истории церкви, 3-х главных образующих церковной жизни в эпоху зрелого средневековья. Это папство, римские понтифики, главы апостольского престола XII-XIII веков. Поговорили о среднем эшелоне, о кардинальской коллегии, о том, что представлял епископат.

Мы закончили тему на разговоре о монашеских орденах.

XIII век. Это настоящий переворот в развитии европейского монашества, в развитии европейской монашеской и религиозной культуры, связан с появлением принципиально новых орденских организаций. Орден святого Доминика и ордена Святого Франциска, основанные как нищенствующие монашеские ордена, лишенные имущества. Цель их – проповедь. Отсюда специфика организации этих орденов: у них нет монастырей, у них есть конвенты только лишь как место общежития. Их главная задача – прежде всего проповедь. Ордена локализованы прежде всего в городах. Это не случайно. XIII век – это постепенный подъем городского хозяйства, соответственно появление многочисленных неканоничных сект, обществ и братств нецерковного толка, борьба с которыми входила в число приоритетных задач.

Направления ереси.

Средневековые ереси есть явление достаточно однотипное, тривиальное по своей идеологии, с точки зрения своей догматики. По большому что европейские еретические движения, что разнообразные неканоничные секты на Руси на рубеже XV-XVI веков – все они фактически одинакового толка.