Понятие Средние века. Германский мир. Попытка консолидации германо-христианского мира, страница 51

Храмовники – алый Осифлянский крест на белом полотнище, символ служения до крови, символ верности и смерти в борьбе за чистую как первый снег веру.

Крест госпитальеров: красный на черном плаще. Это кровь, пролитая во искупление мрака, в котором пребывали христианские святыни под гнетом неверных.

Немецкая традиция: черный крест на белом полотнище. Немецкий орден будет основан в конце XII века, когда Иерусалим уже будет отнят маврами, мусульманами. Поэтому символика трактуется как скорбь по потерянным святыням, что отразиться даже на имперской проблематике. Черный орел это опечаленный орел, опечаленный тем, что воины христовы никак не могут установить прочный контроль над христианскими святынями на Ближнем Востоке.

В XII-XIII вв. появятся новые духовные рыцарские братства, в том числе на Пиренейском полуострове, в Прибалтике. Об этом позже.

Тамплиеры в этой триаде выступают главной ударной силой. Они защищают укрепленные замки типа Крак Монреаль. Они же организуют начало всех крупных кампаний. Они бросаются в бой, в самые безнадежные атаки. Военная слава Тамплиеров в XII в. будет стоять на высоте и выше славы других духовных рыцарских братств.

Ход истории Иерусалимского королевства в XII в.

1-я четверть XII века. Правление Болдуина 1. Иерусалимское королевство максимально раздвигает свои границы на юге и на востоке.

2-я четверть XII века. Первые сбои. Один из Атабеков Месопотамии сумел в 1144 году отбить назад армянские анклавы на северо-востоке и установить контроль над городом Эдесса.

1144 год пройдет под знаком массовой резни армянского христианского населения в округе Эдесса. Это даст повод апостольскому престолу говорить о срочной помощи ближневосточным христианам. В ваших учебниках это трактуется как 2-й крестовый поход.

Мы говорили, что был всего лишь один, первый поход. Все остальное это лишь волны морского прибоя, это цикличный наплыв европейских пилигримов на выручку своим единоверцам на Ближний Восток.

Итак, очередная крестовая экспедиция. Во главе стоят коронованные особы. Король Людовик 7 Французский и император Конрад 3 Германский.

Главный проповедник этой крестовой экспедиции неутомимый Бернард Клеровский. Он не участник, но выдающийся акционер этого похода, он призывал.

Самый известный сюжет это рождественская проповедь, декабрь 1146 года, в Аахене, в Германии, где Бернард обратился к Конраду и его немецким вассалам, призывая пострадать за Святую землю. Конрад расплакался, слушая эту проповедь, и велел тут же вышить на своих одеждах крест. И весной 1147 года немецкие пилигримы двинулись посуху на Восток.

Крайне неудачна эта экспедиция. 1147 год. По высадке в Святой земле и после соединения с немецкими контингентами французский король решает нанести удар по Дамаску. Самый ближний и самый опасный ополот мусульман на Ближнем Востоке. 5 месяцев отчаянных усилий, непрерывной инженерной атаки города, и – никакого успеха.

К концу лета 1147 года становится ясным, что Дамаск не взять.

Кроме того, опустошения, произведенные сирийской лихорадкой, уничтожили цвет латинского рыцарства у стен Дамаска. Ничего не сделав, оба государя возвращаются восвояси.

2-я пол. XII века. Иерусалимское королевство достигает последнего крупного своего взлета. И переживает последнюю золотую эпоху, связанную с правлением и с именем Болдуина 4, последнего выдающегося короля Иерусалима.

Болдуин 4, его правление 1170-80-е годы.

Почти одновременно мусульманский мир консолидируется. Один из месопотамских вельмож по имени Салах-Аддин, в европейской традиции известный как Саладдин, он умудрился сделать великое дело. Он объединил Сирию и Египет в единое государство.

Попытка христиан играть на противоречиях между Дамаском и Каиром обернулась катастрофой.  В 1171 году Саладдин покончил с последними представителями Фатимийской династии в Египте. И Египет фактически объединяется с Сирией в единую державу.

С этого момента Ближневосточные владения оказались в железных тисках. Пока еще у Болдуина имелась возможность противопоставить что-то более-менее равноценное Саладдину, и пока ему сопутствует успех.

1177 год – битва при Монтизаре. Самая блестящая победа христианского оружия за всю историю Латино-Иерусалимского королевства.

Однако на беду латинского запада Болдуин довольно быстро закончит свой земной путь. Он скончался в 1185 году. Вслед за его кончиной начнутся распри между претендентами на трон. В результате этих распрей на престоле окажется совершенно никчемная личность король Гвидо (Ги) Донжиен, король Гвидон в латинской традиции.

У этого Гвидона был искренний порыв христианского верующего, были лучшие традиции христианской рыцарской этики, но не было элементарного дара дипломата, который мог бы поддерживать компромисс как со своими вассалами, так и с внешним врагом. В итоге Гвидо Иерусалимский умудрился перессориться с самыми крупными вассалами, с графом Раймондом ________, равно как и с Саладдином.

Хрупкий мир, который существовал в отношениях между Саладдином и христианским государем будет нарушен в 1185 году, и вторично в 1186.

Один из подчиненных короля Гвидона француз Рейнальд де Шатильон, человек совершенно удивительной спеси, отчаянной храбрости и анархист. Этот Шатильон будет главным виновником разрушения перемирия с мусульманами и во многом даже последующей катастрофы. Он будет дважды совершать дерзкие нападения на караваны мусульманских купцов, направлявшихся в Саудовскую Аравию. Все будет уничтожаться. Это станет последней каплей, переполнившей чашу терпения султана Саладдина.

В 1186 году король Гвидон пытался пожурить Шатильона, пытался осуществить некое подобие показательной порки. Но Шатильон попросту не допустил королевские дружины к своим замкам.

Саладдин потерял терпение. Весной 1187 года началась решающая фаза противостояния. Мусульманам повезло, им удалось сплотить и бросить против иерусалимских пилигримов рекордно многочисленную армию, почти 40-50 тысяч конников и пеших бойцов. Никогда ни до, ни после мусульманский мир не обладал такой способностью мобилизовывать и направлять против христиан столь крупные контингенты.