Понятие Средние века. Германский мир. Попытка консолидации германо-христианского мира, страница 53

Крепость Акра – настоящий символ этого крестового похода. Осада Акры, захваченной мусульманами, затягивается на целый год. В конечном счете все заканчивается благополучно для христиан. Акра сдалась. Однако вслед за падением этого города-крепости большая часть пилигримов, следуя стародавней традиции, возвращается обратно.

На Ближнем Востоке остается Ричард Английский и в течение 1,5 лет он тщетно пытается добыть обратно Иерусалим. Череда военных успехов и неудач. Посреди этой череды летом 1191 года – знаменитая битва под Яффой. Это реванш за поражение у Хотинского кишлака. Под Яффой та же самая тактика: вытянувшееся в колонну войско пилигримов, со всех сторон атакованное мусульманами. Но на сей раз счастье сопутствует христианам. Мавры бегут. Саладдин вынужден пойти на переговоры.

Осень 1191 года. Переговоры заканчиваются компромиссом, который мало радует христианскую Европу. Иерусалимское королевство сохранено, возвращают назад Акру. Паломники, пилигримы получают доступ к святыням, в том числе и в Иерусалим. Но сам Иерусалим, Вифлеем, Назарет остаются в руках у мавров.

Ричард хочет вернуться обратно в Англию.

В любом случае ближневосточный вопрос остается открытым для христианского мира.

В течение 1190-х годов апостольская пропаганда вещает о необходимости организации новой помощи и нового похода.

Около 1201-1202 года силы собраны. В 1202 году начинается то, что в учебниках трактуется как 4-й Крестовый поход. Главный удар предполагается нанести по Египту. И это не случайно. Если мы увидим правление Ричарда в святой земле, то увидим постоянную южную направленность его военных акций. Египет более мощная военная держава, чем Сирия. И удар по Египту одновременно должен будет отразиться на состоянии Сирии. Поэтому цель Египет никоим образом не противоречит главной цели – возвращению Иерусалима. Проблема только в том, что у новых крестоносцев нет денег на надлежащую экипировку.

В 1202 году обозначился круг главных участников 4-го крестового похода. 2 ключевые фигуры. Граф Болдуин Фландерский и маркраф Бонифаций из Монферрата (северная Италия), один итальянец, другой полунемец-полуфранцуз. Они приводят к Венеции наиболее многочисленный и приспособленный контингент.

Нет денег, чтобы оплатить перевозку на боевых кораблях непосредственно в Египет. Венецианский дож Енрике Донгола из любви к господу Богу согласился кассировать половину долга взамен на то, что крестоносцы помогут решить и частные проблемы самой Венеции, прежде всего покончить с конкурентами Венеции на берегах Адриатики. Речь идет о городе Задаль, расположенном на Далматинском побережье. Этот город выступает мощным торговым конкурентом Венеции.

Пилигримы соглашаются. Но одновременно с этими переговорами появляется посольство из Константинополя в лице царевича Алексея сына свергнутого и ослепленного Исаака II Ангела. Царевич Алексей хочет справедливости, хочет восстановить на престоле отца. Исаак был прогнан с престола в 1195 году. Папа Иннокентий 3 соглашается протянуть руку помощи грекам, заодно рассчитывая на соединение двух церквей. Такие надежды были, и видимо эти надежды стали одними из главных при изменении первоначально курса этой 4-й крестовой экспедиции.

В 1202 году все готово к отплытию. Флот крестоносцев из Венеции и частично из Генуи берет курс на Далматинское побережье, на Задаль. Город будет взят и разграблен.

Далее следует удар по Константинополю. Ясно, что византийская перспектива оказалась более значимой, чем перспектива египетская. Весной 1203 года пилигримы на рейде __________ . Константинополь будет взят приступом. Узурпатор прогнан с престола. На престоле восстановлен несправедливо ослепленный Исаак II Ангел. Но вот беда. Только что реставрированный монарх не обладает необходимыми средствами, чтобы расплатиться с крестоносцами и с венецианцами. Долг приличен, 50 тысяч золотых и серебряных марок. Крестоносцы ждут практически целый год. В апреле 1204 года их терпение иссякнет. Константинополь будет взят вторично, разграблен, частично сожжен. Исаак 2 Ангел окончательно лишиться своего престола.

Так наступит первый серьезный кризис в истории Византийской империи. Она лишится своей столицы, а вместе с тем и большей части владений на Балканах и в Греции. То что останется у отдельных вассалов Византии, все это будет ограничиваться только лишь небольшими территориями в северо-западном углу Малой Азии, вокруг Мраморного моря. Здесь с центром в Нике будет существовать на протяжении нескольких десятилетий последний оплот Византийской империи.

Какова типичная реакция христианского мира XIII века, эпохи зрелого средневековья. Взятие Константинополя это не военная операция, это операция по исцелению заблудших греков. Взятие Константинополя знаменует собой воссоединение двух полюсов христианского мира: мира западного во главе с Римом и восточного. Восточная греческая церковь по мнению папы получает возможность вернуться в лоно общей матери, в лоно римской католической церкви.

Очень характерна реакция, стиль, почерк римского папы Иннокентия 3. На Рождество 1204 года в рождественском послании графу Болдуину Фландерскому Иннокентий не скрывает своей радости по поводу того, что наконец-то состоится объединение двух церквей: Константинопольской и Римской, что достигнута одна из главных целей христианской церкви, осуществлен акт, который несомненно угоден Богу и всем христианам. Ибо освобождение Гроба господня по значимости то же самое, что и соединение двух церквей. Поэтому в глазах западного мира окажется совершенно оправданным то, что выглядит удивительным нюансом с точки зрения нас.

Что может быть на месте Византийской империи? Возникнет то, что очень хорошо отражало концепцию империи. Возникла Латинская империя во главе с главой 4-го крестового похода графом Болдуином Фландерским. Во главе этой империи реально стоит папа Иннокентий 3, он заставляет принести присягу себе на верность и на верность церкви всех участников 4-го крестового похода, в том числе и Болдуина. Эта империя, наряду с Иерусалимским королевством, уже почти погибшим, второй яркий образчик зависимости светской власти от церкви.