Ответы на экзаменационные вопросы № 1-75 дисциплины "Экономика" (Функции экономической теории. Налоговая политика: кривая Лаффера), страница 63

Те блага, которые субъекты потребляют в одинаковом количестве независимо от того, оплачивают они их или нет, называются общественными благами. Эти блага не поставляются на рынок в эффективном объеме, поэтому обеспечение ими должно осуществлять государство, а затраты должны финансироваться за счет налогов. Примерами общественных благ являются: национальная оборона, уличное освещение, работа маяка, эпидемиологические мероприятия, охрана окружающей среды, охрана общественного порядка, работа пожарных служб.

Кроме общественных благ существуют и общественные «антиблага» - это нежелательные побочные  продукты производства или потребления, которые равномерно налагают издержки на всех субъектов. Примерами общественных «антиблаг» являются: загрязнение окружающей среды, глобальное изменение климата, радиоактивные выбросы и кислотные дожди, разрушение озонового слоя земли, эпидемии.

В отличие от потребления частных благ, которые подвержены «принципу исключения», общественные блага не обладают исключительностью в потреблении. Это значит, что потребители, не желающие платить за такие блага, не могут быть лишены возможности их потребления. Кроме того, общественные блага не имеют свойства избирательности в потреблении. Это означает, что при определенном объеме блага его потребление одним человеком не снижает его доступности для других.

Существуют блага, которые не являются ни чисто общественными, ни чисто частными. Такие блага называются «квазиобщественными». Обычно эти блага предоставляются государством, но их потребление может быть индивидуализировано. В этом случае они получают стоимостную оценку. Примерами «квазиобщественных» благ являются: здравоохранение; образование; музеи; услуги милиции. Общественные блага бывают: перегружаемые и исключаемые.

Перегружаемыми общественными благами называются те блага, которых может не хватать. После определенного количества потребителей, появление дополнительного пользователя приведет к уменьшению полезности, которую получают уже имеющиеся потребители. Примером такого блага являются дороги.

Исключаемыми общественными благами называются те блага, доступ к которым можно ограничить. На эти блага легко может быть назначена цена и их могут предлагать фирмы, имеющие целью извлечение прибыли. Примером такого блага является телевещание.

Кривая спроса на чистое общественное благо

Если кривая рыночного спроса на чистое частное благо получается путем сложения индивидуальных спросов, по каждому из уровней цен, что предполагает суммирование по горизонтали индивидуальных кривых спроса (рис. 62), то кривая спроса на чистое общественное благо получается посредством сложения его индивидуальных предельных полезностей для всех потребителей при каждой возможной цене, что предполагает суммирование по вертикали индивидуальных кривых спроса (рис. 147).  На рис. 147 а) представлена линия предельной полезности (линия индивидуального спроса) общественного блага для субъекта А. На рис. 147 б) показана линия предельной полезности общественного блага для субъекта В.  Субъект А  согласен оплачивать по 20 денежных единиц 2 единицы общественного блага, например, уличные фонари. Субъект В по 20 денежных единиц согласен оплачивать 4 единицы общественного блага. На рис. 147 в) показана линия суммарного спроса на данный товар. В результате вертикального сложения линий предельных полезностей (линий индивидуального спроса) можно определить, что рыночный спрос на общественное благо составит три единицы, за которые субъекты будут платить по 40 денежных единиц, из них субъект А будет оплачивать одну, а субъект В две единицы общественного блага.

Рис. 147. Индивидуальный и рыночный спрос на общественное благо.     

Линия спроса на общественное благо, как и линия спроса на чистое частное благо, имеет отрицательный наклон. Линия спроса на общественное благо имеет две отличительные черты от линии спроса на частное благо.

Во-первых, цена не является переменной величиной, поскольку нельзя назначить цену за отдельную единицу общественного блага.