Ответы на экзаменационные вопросы № 1-75 дисциплины "Экономика" (Функции экономической теории. Налоговая политика: кривая Лаффера), страница 18

В зависимости от вариантов ответа на вышеуказанные вопросы экономические системы делятся на три основных типа: традиционную (патриархальную), командно-административную (тоталитарную) и рыночную системы. Структурообразующие элементы экономической системы в каждой из экономических систем также имеют свою специфику

23.   Типы экономических систем: патриархальная, командная и рыночная.

Традиционная (патриархальная) система характеризуется тем, что:

- развитие всех экономических и политических процессов идет по воле патриарха;

- важную роль играют традиции и обычаи;

- роль индивида определяется наследственностью и кастами;

- существуют неразвитые экономические отношения;

- господствует общинная собственность;

- хозяйственное право несовершенно;

- связи между хозяйственными субъектами развиты слабо;

- существует низкий уровень развития производительных сил;

- разделения труда в значительной степени осуществляется по полу и возрасту;

- преобладает ручной труд;

- роль природных ресурсов является определяющей.

Основными чертами командно – административной системы являются:

- монополизация экономической и политической власти в руках государства;

- господство общественной собственности и её монополизация государством;  

- подавление свободных рыночных отношений и экспроприация частной собственности;

- отсутствие свободной конкуренции и монополизация производства; 

- обобществление производствав рамках всего национального хозяйства;

- государственное регулирование всех экономических процессов;                                 

- жесткая планомерность и нарушение экономических пропорций; 

- развитая система общественного труда;

- важнейшим стимулом к производительному труду является социалистическое соревнование;

- формирование общественно-необходимых потребностей;

- поведение индивида определяется общественным интересом.

Следует обратить внимание на то, что в экономической литературе, выделяется два вида командно-административной системы: планово-директивная и нормативная модели.

Среди важнейших отличий между этими видами можно назвать следующие:

- планово-директивная модель характеризуется составлением адресных планов, централизованным распределением экономических ресурсов и установлением государственных цен;

- нормативная модель характеризуется системой планов и прогнозов, нормированием производства и потребления, государственным регулированием цен, использованием элементов хозяйственного расчета и принципов самоокупаемости предприятий.

В процессе изучения административно-командной системы полезно было бы более углубленно проанализировать плюсы и минусы плановой и нормативной моделей.

Рыночная система характеризуется следующими чертами:

- преобладание частной формы собственности;

- использование системы рынков и свободных цен;   

- действие принципа свободной конкуренции;    

- продукция производится и реализуется в условиях совершенной конкуренции;

- наличие развитых связей межу хозяйствующими субъектами;

- связь между производством и потреблением осуществляется через рынок; 

- развитая рыночная инфраструктура;

- высокий уровень развития хозяйственного права;

- обобществление производства осуществляется в рамках предприятия;

- развитая система разделения труда;

- господство машинного производства;

- ведущая роль капитала (инвестиционных ресурсов);

- господство системы наемного труда;

- поведение индивида определяется личным интересом;  

- основной целью производства является максимизация дохода (прибыли);                      

- стимулами к производительному труду являются факторные доходы (заработная плата и прибыль);

- жесткая форма бюджетного ограничения;

- основной принцип производства - соответствие спроса и предложения;    

- действует принцип саморегулирования экономики;                                                                                                                                                                    

- роль государства ограничена.