Ответы на экзаменационные вопросы № 1-75 дисциплины "Экономика" (Функции экономической теории. Налоговая политика: кривая Лаффера), страница 118

Первыми экономистами, которые достаточно серьезно обратились к проблемам налогообложения, были А. Монкретьен и У. Петти и Ф. Кэне. Д. Рикардо писал, что налог представляет собой долю продукта земли и труда, которая попадает в распоряжение правителей. Ж.Б. Сэй и Прудон определяли налог как плату за услуги государству. К.Маркс отмечал, что государство содержится за счет налогов. Неоклассики уделяли незначительное внимание проблемам налогообложения, поскольку в этот период налогообложение уже выделилось в самостоятельную науку. Дж.М. Кейнс вновь вернул пристальное внимание проблемам налогообложения и налоговой политике государства, роль которых в ХХ веке сильно возросла. Если в ХIХ в. на долю налогов приходилось 3–5% ВНП, то в ХХ веке – от 30 до 50% ВНП.

Наука о налогах в полном смысле этого слова, можно сказать, началась с Адама Смита. Подробно теория о налогах А. Смита была изложена в работе Н.И. Тургенева «Опыт теории налогов» (1818 г.), за которую он был приговорен к смертной казни заочно, поскольку уехал за границу. Адам Смит дал определение налога и сформулировал четыре основных принципа налоговой системы:

- подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, какими они пользуются под покровительством и защитой государства;

- налог, который обязан уплачивать определенный субъект налогообложения, должен быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа);

- каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как налогоплательщику удобнее всего уплатить его.

- каждый налог должен быть задуман и разработан таким образом, чтобы брал и удерживал из кармана народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства.

К данным принципам следует добавить, что:

- схема уплаты налога должна быть доступна для восприятия налогоплательщика;

- объект налога должен иметь защиту от двойного налогообложения;

- должна поддерживаться соразмерность налогов и доходов;

- должен учитываться принцип достаточности и эластичности, то есть суммы налоговых поступлений должно быть достаточно для погашения расходов государства;

- налоги не должны подрывать основы производства и экономики, напротив они должны стимулировать инвестиционную активность;

- налоговая система должна быть экономичной, то есть затраты на организацию расчетов и взимания налогов должны быть меньше самой величины налоговых поступлений;

- должен существовать принцип приоритетов между налогами;

- принцип безвозмездности, то есть отсутствие какого-либо эквивалента за вносимые в бюджет средства;

- принцип равномерности, то есть наличия единого подхода государства к налогоплательщикам, с точки зрения всеобщности и единства правил;

- целевой характер взимаемых налогов, то есть каждый вид налога имеет свое назначение и направляется на тот или иной бюджетный уровень;

- принцип стабильности и подвижности, когда остаются неизменными основные принципы налогообложения и наиболее важные элементы налоговой системы, но при этом часть налогов могут быть подвержены изменениям в зависимости от экономической ситуации в стране;

- принцип взыскания за несвоевременную уплату налогов;

- должен выполняться принцип защиты свободы личности и коммерческой тайны.

Налоги выполняют ряд функций:

- фискальная, то есть функция пополнения государственного бюджета;

- регулирующая, поскольку налоги воздействуют на совокупный спрос в стране, влияя на потребление, сбережения и инвестиции.

- перераспределительная, то есть налоги призваны гасить сбои, возникающие в системе распределения, а также способствовать достижению большего равенства в обществе;

- стимулирующая, поскольку они призваны поддерживать (или сдерживать) развитие тех или иных форм деятельности;

- учетная, поскольку позволяет уточнить величину или количество той или иной налогооблагаемой базы (доходов, прибыли, товарооборота, добавленных стоимостей, имущества, «душ», «дворов», «бород», «яблонь»).

Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые определяют ее конкретные элементы. К структурным элементам налоговой системы относятся: