Ответы на экзаменационные вопросы № 1-75 дисциплины "Экономика" (Функции экономической теории. Налоговая политика: кривая Лаффера), страница 48

Олигополия – это такая рыночная структура, при которой производство осуществляется небольшим числом производителей, которые могут повлиять на рыночную цену. По крайней мере, некоторые фирмы обладают крупной долей на рынке, и поэтому они могут влиять на рыночную цену. Фирмы в отрасли, осознавая свою взаимозависимость, должны учитывать реакцию конкурентов. Появление новых продавцов затруднено, они могут входить на рынок только через ценовую войну путем снижения цен. В основе механизма максимизации прибыли  лежит, как и у монополиста, условие (60). Рыночная структура с несколькими покупателями называется олигопсонией.

Олигополия  бывает стандартизированной (рынок алюминия, нефтяной рынок) и дифференцированной (автомобильный рынок, рынок электроники).

Олигополия бывает жесткой (от 2 до 6 фирм) и аморфной (до 10 фирм).

Примером классического типа олигополии является картель. Это организация нескольких производителей, которые совместно принимают решение об уровнях цен и объемах производства, а также о разделе рынка. В настоящее время классические картели внутри страны запрещены. В современных условиях картели существуют в более гибких формах: лицензионные соглашения, патентные пулы и т.п. Картели существуют и в международной сфере, например,  международный нефтяной картель, созданный  для противостояния странам ОПЕК. Картели, в целом, бывают неустойчивые, поскольку интересы их участников не совпадают.

Первой теоретической моделью олигополии была дуополия Курно, созданная в 1838 году. В модели два взаимозависимых участника, каждый из которых, однако, принимая решение об объеме производства, считает, что он не повлияет на выпуск продукции другой фирмы.

В модели выделяется несколько периодов:

- первоначально действует только одна фирма, то есть существует монополия;

- затем вступает в действие вторая фирма, устанавливая более низкие цены, в результате, первая теряет свои монопольные позиции, и наступает олигополия;

- активная роль может переходить от одной фирмы к другой.

Графическая иллюстрация модели Курно

На рис. 105 показаны  линии реагирования двух фирм:  и

Обе фирмы зависят друг от друга, поэтому после того, как вторая фирма войдет на рынок с более низкими ценами, первая потеряет часть своих покупателей и будет вынуждена снизить цену. Вторая фирма, по ходу внедрения на рынок, будет повышать цену и увеличивать объем продаж. Фирмы прекратят понижать и повышать цены, когда установится равновесие Курно (Е).

0

 
  Рис. 105. Равновесие Курно.

Механизм установления равновесия Курно показан на рис. 106.

Фирма А, которая была монополистом, будет вынуждена снижать цену с Р1 (150 ден. ед.) до Р2 (100 ден. ед.) и уменьшать объем продаваемой продукции с Q1 до Q2 , теряя покупателей. 

Подпись: Такое же движение будет осуществлять фирма В, активно вторгающаяся на рынок, но в противоположном направлении. Она будет увеличивать объем продаж c  Q2 до Q1 и цену с Р2 (50 ден. ед.) до Р1 (100 ден. ед.), то есть до тех пор, пока не установится равновесие Е и фирмы не будут реализовывать свою продукцию по единой цене.


                                                                             

Рис. 106. Механизм установления равновесия Курно.

Равновесие Курно  будет существовать до тех пор, пока у какой-либо фирмы не возникнет желание изменить цену или объем производства.  Состояние равновесия Курно прерывается ценовыми войнами, которые вспыхивают между конкурентами за усиление господства на рынке. Однако данные войны недолговечны, потому что они не выгодны ни одной из фирм. От ценовых войн выигрывают лишь покупатели.

Фирме нет смысла повышать цену, потому что она при этом потеряет часть своих покупателей. Фирме нет смысла и понижать цену, так как от снижения цены она получит дополнительную выручку только в самом начале. Конкурент, потеряв часть своих покупателей, также начнет снижать цену. При этом выручки у каждой фирмы сократятся, так как цена является одним из факторов, определяющих общую выручку фирмы (52).

Существует предел для снижения цен – это уравнение Бертрана:

(65)

Цены не могут снижаться ниже предельных и средних затрат. Динамика снижения цен представлена на рис. 107.