Ответы на экзаменационные вопросы № 1-75 дисциплины "Экономика" (Функции экономической теории. Налоговая политика: кривая Лаффера), страница 47

Косвенное регулирование цен естественных монополий, в частности в США и Великобритании, осуществляется через установление нормы доходности капитала, инвестированного в данное предприятие (rate-based regulation). Норма доходности должна быть равна средней норме по экономике, а также достаточна, с учетом инвестиционных рисков, для привлечения новых инвестиций. Норма доходности определяется по  формуле:

- норма доходности;

I -  инвестиционный капитал.

Из формулы (63) можно выразить цену Р, по которой следует реализовывать свою продукцию естественной монополии:

(64)

Данная цена находится на уровне средних затрат, а также учитывает необходимую норму доходности капитала, инвестированного в данное предприятие.

Ведущую роль при определении цены играет уровень общих затрат. Включение их в формулу сводит ценовую политику предприятия к методу «затраты плюс». Предприятие может получить прибыль при любом уровне затрат, кроме того, фирмы будут стремиться завысить свои затраты. Для получения более точной информации о затратах, необходимых для производства товаров или оказания услуг в условиях естественной монополии, органам регулирования необходимо проводить аудит и анализ затрат предприятия.

В какой-то степени подобный подход стимулирует избыточные инвестиции естественных монополий - из формулы видно, что чем выше величина инвестированного капитала, тем больше может быть цена продукции и прибыль компании. Кроме того, возникает вопрос, как оценивать инвестированный капитал - по рыночной или по бухгалтерской (первоначальной) ценности активов. Если предприятие не акционировано или не существует рынка его акций, на котором определяется рыночная капитализация (стоимость предприятия), истинная рыночная ценность фирмы неизвестна. Она подменяется некими приближенными расчетами рыночной ценности отдельных видов активов.

На подобные переоценки ценности части активов монополисты могут активно влиять, получая возможность воздействовать на цену продукции, а через нее и на величину прибыли. По этой причине в развитых странах для целей установления нормы доходности естественных монополий используется бухгалтерская (первоначальная за минусом износа) ценность основных средств и ценность оборотных активов.

Поскольку ограничение нормы доходности не стимулирует в должной мере предприятие к повышению эффективности, а сбор с прибыли компании, взаимосвязанный с объемом предоставляемых услуг (еще один способ), ставит предприятие в неравные условия по сравнению с конкурентами, прибыль которых таким сбором не облагается, для косвенного регулирования цен применяется  регулирование предела повышения цен.

Установление пределов повышения цен было предложено С. Литтлчайлдом и впервые применено для контроля цен компании «British Telecom», приватизированной в 1984 г.

Второй компанией, для которой были введены пределы повышения цен, стала приватизированная в 1986 г. «British Gas». Формула для расчета предела повышения цен была несколько откорректирована - регулированию подлежали не отдельные цены, а средняя выручка от продажи 1 м3 газа индивидуальным потребителям, не осуществляющим оптовых закупок (как правило, населению и небольшим предприятиям сферы услуг).

Передача прав на производство продукции (оказание услуг)

Речь идет о конкурсной продаже лицензий, которые дают фирме право стать естественным монополистом в определенной сфере. Примером применения данного конкурентного механизма является передача некоторых железных дорог в концессию в Аргентине, Бразилии и некоторых других развивающихся странах с целью повышения эффективности их функционирования. Аналогичная практика в свое время имела место и в России в период НЭПа.

16. Поведение фирмы при олигополии и монополистической конкуренции.

Олигополия

Совершенная конкуренция и чистая монополия, как уже отмечалось в предыдущей главе, представляют собой  идеальные структуры. В реальной экономике существуют рыночные структуры, включающие в себя те или иные элементы идеальных структур. К таким реально функционирующим рыночным структурам относятся: олигополия и монополистическая конкуренция.