Ответы на экзаменационные вопросы № 1-75 дисциплины "Экономика" (Функции экономической теории. Налоговая политика: кривая Лаффера), страница 22

К исключениям из закона спроса относятся:

1.«Парадокс Гиффена», названный в честь английского экономиста Р. Гиффена, который описал случай, когда во время голода в Ирландии в Х1Х веке объем спроса на картофель, цена которого увеличилась, также возрос. Товарами Гиффена называют низкокачественные товары, спрос на которые с увеличением цены возрастает, так как уменьшается возможность купить другие, более качественные товары.

2.«Эффект Веблена», описывающий  спрос на престижные товары со стороны определенной группы покупателей (эффект сноба), считающих, что приобретение дорогостоящих товаров свидетельствует об их высоком социальном статусе и эксклюзивности. Снижение же цен на такие товары (ювелирные изделия, модели одежды, созданные по индивидуальному заказу и т. д.) может уменьшить их привлекательность для данной категории покупателей.

3.«Цена – показатель качества». Отклонение от стандартной динамики спроса может происходить в случае незнания потребительских свойств товара, что приводит к мнению, что чем дороже товар, тем выше его качество, и больше спрос на него. Низкие цены на товары иногда настораживают покупателей.

4.«Эффект ожидаемой динамики цен». Если потребители ожидают, что цены будут продолжать расти, то они могут увеличить объем спроса на данные товары. Такой спрос можно назвать «ажиотажным спросом».

Необходимо различать изменение объема спроса и изменение функции спроса. Изменение объема спроса происходит под влиянием цены на данный товар при постоянстве всех других факторов. В данном случае происходит движение вдоль линии спроса (рис. 7).

 
                                                                         

Рис. 7.  Движение вдоль линии спроса.

Изменение функции спроса происходит при постоянной цене на данный товар под влиянием неценовых факторов (рис. 8). В данном случае происходит сдвиг линии спроса.

 
       

Рис. 8.  Сдвиг линии спроса.

К неценовым факторам, которые изменяют сам спрос, относятся: цены на дополняющие и заменяющие товары, вкусы и предпочтения, доходы и накопленное имущество, инфляционные ожидания и другие факторы.

Изменения во вкусах и предпочтениях потребителей могут сдвигать линию спроса как вправо, так и влево.

Увеличение доходов приводит к сдвигу линии спроса вправо, уменьшение – влево.

Инфляционные ожидания (если цена еще не начала расти) также сдвигают линию спроса вправо.

Увеличение цен на товары – субституты  приводит к сдвигу линии спроса вправо, а  возрастание цен на комплементарные товары - влево. Например,  увеличение цены на кофе приведет к возрастанию спроса на чай и, соответственно, к сдвигу линии спроса на чай вправо. Значительное же увеличение цены на бензин сократит спрос на машины и линия спроса на них сдвинется влево.

Наряду с потребителями  субъектом рыночных отношений выступают производители и поставщики товаров и услуг. Предложение обозначается буквой S (supply). Предложение – это готовность производителя продать свой товар.

Максимальное количество товаров или услуг, которое продавец готов предложить в единицу времени при определенных условиях называется объемом предложения или его величиной.

Цена предложения – это минимальная цена, по которой продавец согласен предложить определенное количество товара при заданных условиях.

Предложение зависит от множества факторов. Зависимость предложения от определяющих его факторов называется функцией предложения.

QSA = f (PA, Pb ... PZ, R, K, N, S, Y, Еs), где

(8)

В общем виде функция предложения имеет следующий вид:

QSA – объем предложения товара A;

PA (price) – цена товара А;

Pb ... PZ (prices) –  цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары;

R (resources) – цены на ресурсы;

K – характер применяемой технологии;

N (nature) – природные условия;

S (subsidy) – налоги и дотации;

Y – количество продавцов;

Еs (expectations) – ожидание производителей увеличения цен на товар А.