Ответы на экзаменационные вопросы № 1-75 дисциплины "Экономика" (Функции экономической теории. Налоговая политика: кривая Лаффера), страница 42

Линия спроса отдельной фирмы при совершенной конкуренции - горизонтальна (рис. 90).

Эластичность спроса на продукцию фирмы равна бесконечности, то есть Еd= ∞

Отраслевая линия спроса имеет отрицательный наклон (рис. 6 а).

 
 


Подпись: 0 

Рис. 90. Линия спроса на продукцию отдельной фирмы при совершенной конкуренции.

Монополия – это такая рыночная структура, при которой продукт производится единственной фирмой. При этом продукт не имеет близких заменителей. Вход в отрасль ограничен (лицензии, огромный объем капитала, авторское право, коррупция и т.п.). Монополист самостоятельно устанавливает цену и выбирает объем производства. В результате он получает монополистическую прибыль, которая больше нулевой экономической прибыли. Линия спроса при монополии имеет отрицательный наклон (рис. 6 а).

Монополия на стороне спроса, когда на рынке выступает один покупатель, называется монопсонией.

Рыночная структура, в которой единственному продавцу противостоит единственный покупатель, называется двусторонней монополией.

Монополия в современный период в чистом виде не существует. Это абстрактная рыночная структура. Наиболее приближенным к данной структуре является понятие отрасль.

Для того чтобы судить о степени монополизации отрасли, используют индексы монопольной власти.

Индекс Лернера:

, где     (50)

PM - цена монополиста;

Pr – прибыль;

TR – общая выручка;

ed - эластичность спроса.

Схожая  динамика средних и предельных затрат фирмы позволяет  заменить в индексе МС, расчет которых довольно сложен, на АС. Домножение на Q числителя и знаменателя представляет индекс Лернера как отношение всей прибыли фирмы к общей выручке.

Индекс может принимать следующие значения:

- если IL = 1, то фирма получает монополистическую прибыль, размер которой стремится к величине общей выручки;

- если IL = 0 – это  совершенная конкуренция, то есть, чем ближе значение индекса Лернера к нулю, тем меньше прибыль по отношению к общей выручке.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана:

, где

(51)

где S – доля фирмы на рынке (в %).

При совершенной конкуренции, например, если на рынке господствует сто фирм, доля каждой из которой составляет 1% на рынке, индекс будет равен 100.

Если на рынке господствует одна фирма, то есть существует чистая монополия, доля фирмы на рынке составит 100%. В этом случае индекс Херфиндаля-Хиршмана будет равен 10000. Если индекс Херфиндаля-Хиршмана  больше чем 1800, то отрасль считается высокомонополизированной.

Монополия бывает двух видов: естественная и искусственная.

Естественная монополия неизбежно существует тогда, когда это обусловлено более низкими затратами на единицу производства, при ее разукрупнении затраты возрастают. Регулирование естественной монополии следует осуществлять с помощью механизмов ценообразования, регулирования нормы доходности и использования различных конкурентных механизмов.

Искусственная монополия образуется в результате концентрации и  централизации производства и капитала, она не является неизбежной и должна ограничиваться. Регулирование искусственной монополии производится с помощью антимонопольных законов.

Первый антимонопольный закон вышел в 1890 году в Америке (закон Шермана). Данный закон запретил монополистические объединения и сговор с целью ограничения торговли.

Первый антитрестовский закон был  уточнен законом Клейтона, принятым в 1914 году. Данный закон объявил незаконными меры по дискриминации цен, ослабляющие конкуренцию. Запрещены были незаконные методы конкурентной борьбы. Закон о Федеральной торговой комиссии и акт Клейтона, принятые в 1914 г., были ориентированы в значительной мере на охрану мелкого предпринимательства от ограничительной практики крупных компаний.

Акцент на защиту малого бизнеса был еще больше усилен в законе Робинсона-Пэтмана (1936 г.) и поправках Келлера-Кефауэра к статьям закона Клейтона (1950 г.). Акт Келлера-Кефауэра запретил приобретение имущества другой компании, если это приводит к образованию монополии.