Ответы на экзаменационные вопросы № 1-75 дисциплины "Экономика" (Функции экономической теории. Налоговая политика: кривая Лаффера), страница 13

- отсутствует механизм самозащиты от экономической и политической власти монополий;

- не обеспечивается социальное равенство всех людей;

- слабо учитываются коллективные интересы;

- из-за неравенства доходов обостряется проблема реализации продукции, что ведет к кризисам перепроизводства;

- не обеспечивается общее экономическое равновесие, то есть одновременное равновесие на рынках занятости, благ и денег;

- не гарантируется полная занятость и стабильный уровень цен;

- невозможно без вмешательства государства выйти из сильных экономических кризисов;

- отсутствует экономический механизм защиты окружающей среды и сохранения невосполнимых ресурсов;

- существует слабая заинтересованность в фундаментальных исследованиях.

В рыночной экономике действует целый ряд законов: законы денежного обращения, закон стоимости, закон спроса и предложения и др. (Подробнее см.14).

Для нормального функционирования рыночной экономики, кроме эффективного экономического механизма, необходим эффективный  юридический механизм. Это привело к возникновению хозяйственного законодательства и права.

Рыночная экономика – это сложный хозяйственный организм, состоящий из большого числа производителей, коммерческих, финансовых, информационных и др. структур, которые объединяются единым понятием рынок. Важно уметь определить сущность рынка и его функции.

Существует несколько определений рынка:

- древние греки определяли рынок как специально отведенное место, где люди могут обманывать друг друга;

- это специальная перемычка между собственником товара и собственником денег;

- это совокупность экономических отношений, возникающих между производителями и потребителями товаров и услуг по поводу обмена продуктами человеческого труда;

- это информационная система, увязывающая между собой спрос и предложение товаров и услуг;

- это определенная форма организации общественного производства, которая обеспечивает взаимодействие производства и потребления посредством механизма цен;

- это любой институт или механизм, то есть упорядоченная структура, посредством которой взаимодействуют продавцы и покупатели товаров и услуг;

- это совокупность форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, предназначенная для того, чтобы свести вместе покупателей и продавцов в коммерческих целях (определение цены и объема продаж).

Основой образования рынка являются частная собственность и разделение труда. Рынок может существовать только тогда, когда есть обмен между хозяйствующими субъектами.

Рынок выполняет следующие функции: ценообразующую, информационную, посредническую, регулирующую, санирующую.

Ценообразующая функция состоит в том, что только на рынке под воздействием спроса и предложения формируется цена, которая в известной степени поддерживает связь со стоимостью и реагирует на изменения в производстве, потребностях, экономической конъюнктуре.

Информационная функция сводится к отражению состояния на рынке посредством совокупности рыночных индикаторов.

Посредническая функция позволяет покупателям и продавцам найти друг друга и вступить в отношения сделки.

Регулирующая функция позволяет определить что, сколько и как следует производить, а также для кого будет производиться данная продукция.

Санирующая функция освобождает рыночное пространство от неконкурентоспособных фирм.

Рынок характеризуется структурой и инфраструктурой.

Структура рынка сложна и многообразна. Она позволяет классифицировать рынки по следующим признакам:

- по экономическому назначению и объекту сделки (рынок потребительских товаров, труда, ценных бумаг и т.д.);

- по уровню охвата хозяйственных процессов (местный, региональный, национальный, мировой);

- по характеру продаж (оптовый, розничный);

- по степени ограничения конкуренции (рынок совершенной конкуренции, несовершенной конкуренции);

- по степени соблюдения «правил игры», установленных государством (белый, серый, черный рынок).

Инфраструктура рынка отражает те институты и организации, которые обслуживают структуру рынка. К ним относятся: