Ответы на экзаменационные вопросы № 1-75 дисциплины "Экономика" (Функции экономической теории. Налоговая политика: кривая Лаффера), страница 49

Фирмы А и фирма В имеют одинаковые средние затраты, которые находятся на уровне Р*. Если первоначально на рынке господствовала одна фирма А, которая реализовывала продукцию по цене Р1, то фирма В, для того чтобы вступить на рынок, будет вынуждена снизить цену до Р'. Фирма А, не желая терять своих покупателей, тоже снизит цену до уровня Р2. Фирма В продолжит снижение до Р''. Окончательно обе фирмы смогут снизить цену только до уровня Р*, потому что, если цена опуститься ниже Р*, обе фирмы понесут убытки.

Рис. 107. Ценовая война.

Механизм ценообразования  при олигополии можно проанализировать с помощью теории игр. У двух фирм существует несколько вариантов выбора цен, как показано в таблице 5.

Таблица 5

Комбинации (цена-прибыль)

Так, если фирма А установит цену в размере 2 дол., а фирма В – 4 дол., то фирма В проиграет, получив лишь 500 дол. прибыли, поскольку все покупатели перейдут к фирме А.

Аналогичная ситуация произойдет, если фирма В установит цену в размере 2 дол. Таким образом, каждая фирма будет стремиться установить более низкую цену из-за опасения, что покупатели перейдут к конкуренту. В результате установления одинаковых низких цен, обе фирмы получат равную прибыль, но небольшую (800 дол.). Если же фирмы вступят в сговор и установят одинаково высокие цены, то их прибыль составит  1200 дол.

Таким образом, кроме ценовых войн между олигополистами может возникать устный сговор. В результате олигополия перерастет в монополию.

Другой ситуацией на рынке олигополии является лидерство в цене. Ценовое лидерство называется частичной монополий.

Эта ситуация возникает в том случае, если существует одна крупная фирма, а остальные мелкие. Крупная фирма устанавливает свою цену, которая чаще всего невысокая, потому что затраты крупной фирмы из-за эффекта масштаба достаточно низкие. Остальные фирмы существуют по принципу совершенной конкуренции, принимая цену лидера как данную. Фирмы, у которых затраты окажутся выше установленной лидером цены, станут банкротами и уйдут с рынка. Оставшиеся фирмы будут функционировать в своей нише на рынке, получая небольшую прибыль.

При олигополии кривая спроса имеет ломаный характер (рис. 108).

Модель ломаной кривой спроса (kinked demand curve) предложена независимо П. Суизи, а также Р. Хитчем и К. Холлом в 1939 г. для объяснения относительной стабильности цен на продукты олигополистических отраслей, по сравнению с товарами конкурентных отраслей.

 
  

Рис. 108. Ломаная линия спроса при олигополии.

Da - линия спроса на продукцию фирмы А.

Db – линия спроса на продукцию фирмы В.

В точке Е произойдет перелом на линии спроса на продукцию олигополистов, потому что на эластичном участке линии спроса (выше точки Е) из двух линий спроса выберут более эластичный вариант, на неэластичном участке (ниже точки Е), соответственно, менее эластичный вариант. В точке перелома линии спроса произойдет разрыв линии предельной выручки MR. 

На данном разрыве изменение предельных затрат не приведет к изменению цены.

Равновесие Курно будет сохраняться, пока обе фирмы будут реализовывать продукцию по цене Р.

Монополистическая конкуренция

Монополистическая конкуренция – это такая рыночная структура, при которой данная группа взаимозаменяемых товаров производится большим числом независимых друг от друга производителей. В отличие от олигополии каждый производитель не реагирует на действия своего конкурента. Отсутствует ограничение на вход в данную отрасль, и существует свободный перелив капиталов, поэтому, как и при совершенной конкуренции, каждая фирма будет получать нулевую экономическую прибыль.

В отличие от совершенной конкуренции каждая фирма производит не однородную продукцию, а собственный продукт, относящийся к той же товарной группе. Товары, являясь близкими заменителями, отличаются качеством, дизайном, товарным знаком и послепродажным обслуживанием. Таким образом, существует не единый рынок продукции, как при совершенной конкуренции, а совокупность мини рынков, на каждом из которых производитель является монополистом. Вместо ценовых войн, вспыхивающих при олигополии, при монополистической конкуренции существуют неценовые войны.